Минстрой России предложил изменить законодательство и разрешить коммунальщикам нанимать коллекторов для взыскания долгов с граждан.
Сегодня, напомним, это делать запрещено. Скоро, видимо, в квартиры начнут приходить темные личности с битами и утюгами. Возвращаемся в 90-е?
КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
По данным Росстата, за коммунальные услуги на конец 2020 года граждане задолжали государству 625 миллиардов рублей. Власти хватаются за голову и говорят, что эта цифра уже критична и скоро просто не на что будет обеспечивать жильцов электричеством, теплом и водой.
При этом добиться от должника оплаты услуг очень сложно. Даже через суд. Представители жилконтор жалуются, что очень трудно собрать все данные должника, чтобы даже правильно подать в судебные органы требование о взыскании. Да и сами судебные решения исполняются со скрипом: либо должники прячутся, либо с них действительно нечего взять.
В итоге Министерство строительства и ЖКХ РФ предлагает передать эту почетную обязанность — взыскивать с должников деньги — коллекторам. Их необходимо будет включить в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Это противоречит закону, принятому Госдумой совсем недавно, в мае 2021 года. В нем запрещается управляющим компаниям заключать с коллекторами договоры на «возврат просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги».
«САМИ МЫ НЕ В СИЛАХ»
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения, компании «Российские коммунальные системы» и Росводоканал обратились к вице-премьеру РФ Марату Хуснуллину с предложением все же разрешить заключение таких договоров с коллекторами, потому что сами представители различных управляющих компаний, ТСЖ, жилищных кооперативов с должниками не справляются.
«Жесткое ограничение на использование коллекторов приведет к дальнейшему росту дебиторской задолженности организаций водопроводно-канализационного хозяйства, сделает невозможным реализацию их производственных и инвестиционных программ», — вот так формулируют коммунальные организации свой запрос.
А еще в структурах ЖКХ говорят, что нанять коллектора гораздо проще и выгоднее, чем создавать специальные должности в управляющих компаниях и обучать своих сотрудников взыскивать долги.
«МЕНЯ ЧУТЬ НЕ ПОБИЛИ. БОЛЬШЕ НЕ ХОЧУ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ»
Пока же жилищные конторы пытаются своими хитрыми способами бороться с должниками. Например, Татьяну С., маму ребенка-инвалида, хотят выселить из квартиры за многолетние долги. Татьяна объясняет свою задолженность тем, что у нее нет денег оплачивать коммуналку, все уходит на лечение ребенка. Пока спор между мамой и управляющей компанией продолжается в вялотекущем режиме.
Жителю одного из московских районов Сергею Н., который много лет фактически вел полубродяжнический образ жизни, не работал и, естественно, ни за что не платил, просто перекрыли воду и откусили провода. Все бы ничего, но жителям подъезда это не очень понравилось, потому что некоторые последствия такого решения коммунальщиков сказались на всех. Мужчина в связи с невозможностью пользоваться туалетом просто выкидывал свои нечистоты в мусоропровод. Но все же, возможно, жесткая позиция местного ЖЭКа возымела действие. Через несколько месяцев Сергея уже можно было встретить в более приличном, чем обычно, виде, а еще помытым и постриженным: он устроился на работу и, видимо, постепенно рассчитывается с долгами.
Алексей Р. какое-то время работал в одной из столичных управляющих компаний — в его задачу как раз входило перекрывать кислород должникам. Ему выдали список и поручили пройтись по квартирам и отключить людям воду. Алексей по натуре человек добрый и с трудом справлялся со своими обязанностями. «Мне было очень неловко. Я понимаю, что эти люди не платят и что они должны. Но каждый раз казалось, что я совершаю что-то плохое. А еще мне было неприятно, что именно я фактически был для этих жильцов олицетворением нашей жилконторы. Меня всячески оскорбляли, грубили, а ведь я простой исполнитель с гаечным ключом. Пришел и перекрыл воду, поставил пломбу… Однажды меня чуть не побили. Такая работа чуть не загнала меня в депрессию. Я уволился, это точно не по мне», — рассказывает Алексей.
«ОЙ-ЛЮ-ЛЮ, А Я ДЕНЕЖКИ ЛЮБЛЮ»
Минэкономразвития идею подключать коллекторов к выбиванию долгов с жильцов квартир уже одобрило. Так что, возможно, в скором времени эта практика войдет в жизнь.
Кстати, несколько лет назад жилищники уже прибегали к услугам коллекторов. Не сказать, что это давало хороший результат. А как они будут действовать сейчас? Защищая интересы банков (а чаще полуподпольных организаций, дающих микрозаймы), такие «сотрудники» не стесняются в действиях. Часто люди, которые по глупости позарились на микрокредит, а потом оказывались должны безумные суммы, подвергались угрозам и избиениям. Коллекторы поджигали их дома и квартиры, были случаи нанесения людям (и случайно, и специально) ущерба, телесных повреждений. Есть, конечно, не только такие бандиты с большой дороги, но и официальные коллекторские организации, так называемые профессиональные, но и они в любом случае будут действовать жестко, потому что прямая задача коллектора — добиться отдачи долга.
«Досудебное взыскание — это самый дешевый и для банка, и для потребителя вариант. Ведь коллекторам отдают самые тяжелые, самые безнадежные долги, с которыми работать достаточно дорого» — так говорит Борис Воронин, директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств. Вот, видимо, такие безнадежные жилищные долги и отдадут коллекторам.
Неужели должники теперь должны ждать телефонных звонков с угрозами и гостей с битами? Кстати, коллекторы серьезно изучают психологию, методы воздействия. Юристы отмечают, что и гражданам надо быть подкованными и в законах, и в психологии, не давать себя в обиду и помнить, что действовать нужно в правовом поле. Если коллекторы будут вести себя незаконно — это прямое основание для обращения в полицию. Да и выяснять отношения с жилищной компанией тоже лучше в суде, а не поддаваться на угрозы.
Марина Лепина.
Фото: ADOBE STOCK