Старые рынки Москвы переживают второе рождение. На смену привычным торговым рядам приходят концептуальные гастрономические пространства. Во всяком случае, такого эффекта хотят добиться все причастные к процессам реконструкции. Ведь будущее именно за трансформируемыми пространствами, подтверждают эксперты.
Пожалуй, одним из наиболее свежих и заметных примеров трансформации служит Даниловский рынок. Здание у метро Тульская было построено в 1986 году и до 2014 года принадлежало городу. Затем правительство столицы осуществило приватизацию объекта с условием проведения капитального ремонта и благоустройства. По результатам торгов 100% акций рынка приобрела компания ООО «Эксперт Юнион», входящая в холдинг Ginza Project.
Как напомнил «Интерфаксу» директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Александр Обуховский, Ginza Project купила Даниловский рынок за цену почти в пять раз ниже стартовой, что позволило комфортно провести поэтапную реконструкцию.
Работы велись на 12 тыс. кв.м, включая около 4 тыс. кв.м близлежащей территории. Внутреннее пространство рынка было полностью переосмыслено. В центре обновленного зала расположился «остров» с рыбой и морепродуктами в шеститонных аквариумах, далее «лучами» разошлись торговые зоны. «Фишкой» рынка стал фудкорт на площади 300 кв.м с двумя десятками концепций. По планам, на освободившейся мансарде в 400 кв.м откроется первая в России кулинарная школа Джейми Оливера.
«Теперь это не просто рынок, но место общения людей, хорошие фудкорты, мастер-классы», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин на осмотре обновленного Даниловского рынка, выразив надежду, что «такие рынки будут популярны среди москвичей».
Эту позицию разделяют и эксперты. Председатель совета директоров RRG Денис Колокольников называет обновленный Даниловский рынок «пионером гастрономического формата» (фреш-маркетов) в России. По его определению, «это экспериментальный проект, который сегодня все копируют, заимствуют дизайн, сажают те же концепты общепита». Эксперт напоминает: тренд пришел к нам с запада. Проекты вроде Chelsea Market в Нью-Йорке и La Boqueria в Барселоне совмещают в себе торговлю с прилавков, фудкорты и кухни, на которых можно приготовить блюда из купленных на рынке продуктов.
Еще один яркий пример — рынок под названием «Гастроферма», открывшийся между станциями метро «Красносельская» и «Бауманская», рассказали в компании «Магазин Магазинов». Проект совмещает в себе рынок продукции отечественных фермеров и большой фуд-корт. Ресторанный дворик занимает 1/3 всего рынка, площади фуд-корта заняты концептуальными рестораторами, представляющими кухни народов мира.
Старший консультант отдела торговых помещений в Москве, CBRE Дарья Бацура среди других удачных примеров в российской столице называет эко-маркет «Коньково» с супермаркетом «Город-Сад» и большим фудкортом, Усачевский рынок, где недавно открылась «Кофемания», а также Дорогомиловский рынок. По ее мнению, потенциал развития рынков в Москве значителен, многие столичные жители готовы покупать более качественные и свежие продукты, пусть и дороже предложения в супермаркетах.
«Как минимум один рынок для каждого района должен быть приведен в цивилизованный крытый формат, поскольку спрос среди жителей Москвы на такие форматы очень высокий», — убеждена эксперт.
«Выбирая продукты питания, люди хотят видеть их без упаковки, иметь возможность попробовать, устроить small talk с продавцами овощей — все это создает особую атмосферу, присущую только рынкам. Новые современные форматы рынков, когда они становятся не просто торговой площадкой, а полноценным местом для проведения досуга, гарантируют рыночной торговле хорошее будущее», — поддерживает руководитель направления по работе с ритейлерами компании «Магазин Магазинов» Ксения Гревцова.
Коммерческая сторона проектов тоже обнадеживает, уверяют консалтеры. Как подсчитал директор департамента брокериджа NAI Becar Илья Фокин, инвестиции в реконструкцию рынка в среднем составляют от 60 тыс. руб./ кв.м. Д.Бацура минимальные вложения в реновацию оценивает в два млн евро. Зато, если речь идет об исторически успешных городских рынках, возврат инвестиций может составить от полутора до трех лет, добавляет руководитель отдела ритейл консалтинга департамента торговых площадей компании JLL Полина Жилкина.
«Гораздо сложнее построить успешный бизнес «с нуля», в новом месте, которое никогда не было центром притяжения и не имеет исторически сложившегося торгового имиджа», — говорит эксперт.
Между тем А.Обуховский замечает: из-за новизны концепций успех действующих проектов реновации пока относительный — какие-то работают лучше других, но идеальной модели еще не придумано, главные «успехи и провалы» впереди. В числе проектов с неудачной «перезагрузкой» он называет Центральный рынок на четвертом этаже универмага «Цветной», слабые места которого — неудачное местоположение, неподходящее торговое оборудование, ограничения по техническим условиям. Впрочем, эти промахи он связывает с отсутствием на момент создания проекта успешно работающих аналогов.
Напомним, что в 2011-2016 годах правительство Москвы практически завершило реорганизацию рыночной торговли, в ходе которой было закрыто большинство нестационарных рынков начала 1990-х годов. На смену им пришли региональные ярмарки и ярмарки выходного дня либо стационарные рынки нового формата.
При этом работы по модернизации традиционных московских рынков продолжаются. В частности, в этом году город ждет результатов реновации Центрального рынка на Рождественском бульваре, обновления Черемушкинского рынка и окончания строительства нового Багратионовского. Новые собственники Велозаводского рынка, вероятно, также в скором времени приступят к реконструкции старого комплекса.