Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
VK.новости
G.новости
В кабинетах Федеральной антимонопольной службы (ФАС) родилось предложение использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) для обновления отечественной коммуналки.
Эксперты рассказывают, что уровень износа действующих сетей на сегодня превышает 40%, причем самые «ветхие» — сети водоснабжения и водоотведения. Сегодня они обновляются примерно на 3% в год от их общей протяженности, но эксперт Общероссийского народного фронта по вопросам ЖКХ Павел Склячук утверждает, что их нужно менять хотя бы на 5% в год, тогда они будут работать стабильно.
Вероятно, это достойное вложение средств ФНБ, но тут следует хорошо подумать. И посчитать. Дело в том, что в отрасли слишком много мутного, сомнительного в расходах — доходах, в тарифах и т. д. «Граждане по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100 процентов себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья», — столь резко выразился несколько лет назад прежний глава той же ФАС Игорь Артемьев. По его словам, тарифное «хулиганство» наблюдается на уровне субъектов Федерации и органов местной власти. Например, в двух соседних областях разница в тарифах на воду может быть в 54 раза, несмотря на одинаковые условия. Артемьев предполагал разобраться в этих вопросах, но не успел. Не повышенный ли интерес к коммунальщикам стал настоящей причиной его отставки?
О непроглядной мути в экономике отрасли говорят многие независимые эксперты, которые с ней сталкивались. «На мой взгляд, нужно провести стратегический аудит тарифов ЖКХ, прозрачность их образования оставляет желать лучшего, — утверждает директор АНО «Организация народного контроля» Наталья Чернышева. — Это сложная задача, требующая достаточных ресурсов, поэтому здесь инициатива должна исходить с самого верха законодательных органов».
По мнению Чернышевой, коммуналка фактически полностью отдана на откуп региональным властям. В таких обстоятельствах нельзя исключать определенные договоренности между ресурсниками и руководством субъектов. Есть серьезные подозрения, что стоимость ресурсов и услуг может рассчитываться не на основании себестоимости и издержек поставщиков, а исходя из финансовых возможностей населения территории. То есть сколько смогут заплатить жильцы, столько с них и сдерем!
А теперь представим, что в такую «черную дыру» хлынут деньги Фонда национального благосостояния. Кто будет определять, сколько реально нужно на модернизацию сетей и куда вкладывать миллиарды?! Сами коммунальщики? Тогда туда можно грохнуть хоть десять ФНБ, и концов не найти.
Поэтому первым делом — полный аудит всей коммуналки. Возможно, именно стратегический.
Павел Максимов.
Фото: Pixabay.com