Информационный портал «Мир новостей» уже писал о том, что застройщики взяли курс на минимализм и предлагают такие микроскопические квартиры-студии, что диву даешься, как вообще можно в них жить. В народе их тут же прозвали «коробки для котов».
Но желающих купить такие метры хоть отбавляй, поэтому маленькие квартиры строить выгодно. Но не везде строители получают от власти карт-бланш на возведение «жилья мелкой нарезки».
Еще лет семь-восемь назад самый малогабаритный вариант жилья не мог быть менее 33 квадратных метров. Теперь площадь такой квартиры в новостройках можно растянуть на две, а при желании и на все три квартиры. Такие малогабаритки легче продать: на стандартную квартиру у большинства нет денег, а тут какой-никакой, а все же свой угол. Вернее, уголок.
Обычно недвижимость с минимальным метражом, где в сидячей доступности будут и кухня, и гостиная, и спальня, и санузел, используют как временный перевалочный пункт — старт для прыжка к будущей полноценной квартире. Такое можно понять, особенно если речь идет об одном человеке. Но по факту в квартиры с гулькин нос нередко вселяются два или даже три человека, супруги с ребенком например. А это уже совсем другая плотность населения, которая изначально рассчитывается не из метража новостроек, а из предполагаемого числа будущих жителей района.
Если в квартиру-студию вселяется не один (что логично) человек, а трое, это влечет за собой нагрузку на социальную инфраструктуру. Возникают проблемы с обеспечением людей необходимыми для комфортной жизни детскими и медицинскими учреждениями, парковками, развитой улично-дорожной сетью. Получается, ради прибыли компаний-застройщиков приходится жертвовать комфортом людей и человеческими условиями жизни.
В Ленинградской области на защиту прав граждан на достойную жизнь встало областное правительство. По мнению губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, такое жилье обременительно для жилых районов, губительно для их инфраструктуры, а значит, и для людей. В результате в мае прошлого года увидело свет постановление «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории», которое в числе прочего ввело в регионе запрет на строительство неприлично крошечных студий. Теперь минимальная площадь квартиры не должна быть меньше 24 квадратных метров, а при строительстве новых объектов количество квартир с площадью менее 30 квадратных метров не должно превышать 40% от общего числа квартир в доме.
А в Москве и Московской области на такие вещи внимания не обращают. Здесь власти не имеют ничего против даже 14-метровых квартир-студий. Впрочем, как и власти других регионов. Им, как говорится, лишь бы продавалось, а там хоть трава не расти.
— Чем ближе к столице, тем финансово «вкуснее» недвижимость, вот и загоняют людей в коробки для котов. Там, где не будет государственного сдерживания аппетитов застройщиков, сложится катастрофа с социальной инфраструктурой и снизится уровень жизни людей, что мы сейчас и наблюдаем в Москве и Подмосковье, — считает архитектор Владимир Вершинин. — Например, жители Путилкова прямо говорят об отсутствии в микрорайоне банальной инфраструктуры детских садов, школ, поликлиник, пожарной охраны, спортивных центров. Такое впечатление, что область и столица на полных парах движутся к гетто-районам. Застройщикам нужна прибыль, и им наплевать и на жителей, и на комфортную городскую среду, и на культуру, и на жизнь будущих поколений. Москва и Подмосковье сейчас выглядят как ресурс для освоения. А в Ленинградской области пытаются защитить граждан от застройщиков. Их бы опыт да в уши представителей власти других регионов.
Елена Хакимова.
Фото: ADOBESTOCK