В Минстрое заявили о планах привлечения заключенных к работе на инфраструктурных объектах, сообщает «Интерфакс». Замглавы ведомства Никита Стасишин рассказал, что Минстрой прорабатывает этот вопрос с ФСИН.
По словам Стасишина, в первую очередь рассматриваются крупные инфраструктурные объекты. Для принятия такого решения необходимо будет проработать технологию процесса, способы доставки заключенных на стройки и виды работ. Замминистра добавил, что следует определить требования, которые застройщики и подрядчики должны будут обеспечить для правильной работы и безопасности.
Активнее использовать на стройках труд заключенных, чтобы заменить трудовых мигрантов, предложил директор ФСИН России Александр Калашников. Многие раскритиковали эту инициативу, сравнив ее с ГУЛАГом.
О возможности привлечения заключенных на стройки также заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Он напомнил, что такая практика существовала в Советском Союзе. Заключенные, осужденные по легким статьям и имеющие подходящие специальности, могли работать. Хуснуллин считает, что такой подход имеет право на существование. По его мнению, привлечение осужденных к работам на некоторых объектах положительно повлияет на экономику.
По мнению экспертов, опрошенных РБК, создание на крупных стройках исправительных центров не выгодно ни бизнесу, ни заключенным, кроме того, это предложение противоречит Конституции РФ.
Глава юридического департамента фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров уверен, что бизнесу эта идея не будет интересна, так как привлечение заключенных вместо мигрантов — это неравноценная замена. По словам Федярова, мигранты — это квалифицированные рабочие, имеющие необходимые навыки, а среди заключенных строителей или столяров единицы. Кроме того, у осужденных нет мотивации для работы. Если бизнесу будут навязывать труд заключенных, предприниматели будут стремиться вернуть на стройки уехавших мигрантов.
Олег Бабич, возглавляющий правовой департамент Конфедерации труда России, напомнил, что ст. 4 Трудового кодекса РФ запрещает принудительный труд, кроме того, это запрещено Конвенцией о международной организации труда 1930 года, которая ратифицирована Россией. Исключение — осужденные, по решению суда приговоренные к исправительным работам. Однако и в этом случае удерживать людей на определенной территории нельзя, для них должны быть созданы условия, когда они живут дома и ходят на работу. Бабич сомневается, что идею главы ФСИН можно реализовать, не нарушая базовые права граждан.
Калашников заверил, что речь не идет о новом ГУЛАГе. По его словам, условия труда и проживания осужденных будут достойными, осужденные будут получать зарплату и смогут жить с семьей или в общежитии.