«На загородном рынке общий объем предложения домов и дач опустился до абсолютного минимума за последние три года: в продаже в марте 267,3 тыс. лотов», — говорится в исследовании.
По данным аналитиков, это на 8% меньше, чем в марте прошлого года, а также ниже показателей 2020 года. Тогда представили 276,2 тыс. лотов. Снижение объема предложения фиксировали с лета 2021 года до марта 2022 года. Предложение увеличивалось только с марта по август прошлого года, но затем снова снижалось.
Эксперты пояснили, что за год цены увеличились на 18%. В начале весны этого года загородный дом в среднем стоил 9,78 млн рублей. Кроме того, за последний год на рынке сегмента было два периода роста стоимости – весной 2022 года на 3,5-4,5% и в сентябре – на 8%. Такой прирост объясняют резким снижением объема предложения в эти периоды. Помимо этого, с начала 2023 года цена практически не меняется. Также за год загородная недвижимость в среднем подешевела в Москве, Севастополе и Калининградской области.
Аналитики добавили, что 14,3% домов и дач в России в продаже приходится на Московский регион. По объему предложения «загородки» среди регионов России лидирует Краснодарский край – 14,6%.
Кроме того, в период с марта прошлого года по март 2023 года спрос оказался на 30% ниже, чем годом ранее. При этом, в марте этого года спрос на «загородку» выше на 6%, чем в марте 2022 года. Наиболее востребованными остаются готовые дома, а не земельные участки: 82% просмотров объявлений приходится на дома или дачи, 15% — земельные участки и оставшиеся 3% — на таунхаусы.
Эксперты пояснили, что структура предложения за год практически не изменилась: 55% предложения «загородки» в России – это дома или дачи, 43% — земельные участки и 2% — таунхаусы.
Аналитики выяснили, что за последние три года площадь дома в продаже снизилась на четверть. В марте 2023 года она достигла 139,8 кв.м – на 7% меньше, чем в марте 2022 года.
«В 2023 году ожидается дальнейшее снижение средней площади дома в продаже при росте стоимости за “квадрат». В последние пару лет загородный формат стал более массовым для покупателя, и многие дома конкурируют уже не только внутри сегмента загородного рынка, но и с городской недвижимостью, выступая альтернативой по стоимости при существенно большей площади», — рассказал руководитель Циан. Аналитики Алексей Попов.
По его словам, проекты комплексной загородной застройки начали выходить активнее. Это поможет создать отдельный сегмент первичного загородного рынка, который сейчас находится в дефиците, так как подавляющая часть предложения сейчас – это дома на «вторичке».