Москва. 10 декабря. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Новые станции Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро как будто специально созданы давать визуальный контент. А еще они удобные.
Что открылось
В составе Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро открыли участок, включающий сразу 10 новых станций. Его длина составила 21 км, и это самый протяженный участок в истории столичного метро, пущенный прямо оптом.
Открыли станции: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», «Каховская» (после реконструкции).
Теперь на линии запущены 22 станции из 31 запланированной. Остальные обещают ввести в 2022 году, на год раньше запланированного 2023.
Куда стало удобнее ездить
На большие расстояния пока все еще быстрее ездить через центр по радиальным линиям. БКЛ выигрыша во времени не дает.
А вот по соседним хордам перемещаться и правда стало удобнее: не надо из одного отдаленного района ехать до старой Кольцевой линии, чтобы потом оттуда ехать в соседний район.
Часть новых станций расположена в уже давно сложившихся районах, куда много народу приезжает на работу или домой, в торговые центры или развлекаться. Это заметно по количеству входящих в поезда метро людей, а кое-где и по виду самой станции.
Например, станция БКЛ «Кунцевская» явно с трудом интегрирована в район. Береговые платформы с очень широкими колоннами и очень узкими проходами должны вмещать куда более заметный пассажиропоток, чем на соседних станциях.
В других местах БКЛ, напротив, указатели ведут на улицы с рабочим названием «Проектируемый проезд».
Впрочем, девелоперы и московские чиновники уже не раз отмечали, что после пуска метро жилье в ближайших к нему районах начинает существенно дорожать.
«Открытие новых станций БКЛ метро имеет мощный мультипликативный эффект: помимо очевидного улучшения транспортного обслуживания горожан, в зоне притяжения новых станций также увеличивается капитализация жилья и прочей недвижимости, рост стоимости которой может составлять порядка 15%. Импульс к развитию получают целые районы», — заявлял заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Так что скоро проезды допроектируют.
Как там на станциях
Главное — не терять бдительность. Поскольку станции проектировали разные компании и строили в разных условиях, попеременно встречаются береговые и островные платформы. Соответственно, выход то направо, то налево.
«Берега» и «острова»
На новом участке БКЛ выход на правую сторону осуществляется на станциях «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково». Соответственно, если надо перейти к поезду в обратном направлении, надо подняться на переход над платформой.
Исторически в московском метро чаще строили островные платформы: два тоннеля, между ними общее пространство для пассажиров обоих направлений. По разным версиям, это было сделано для того, чтобы удобнее было использовать станции как бомбоубежища, и для того, чтобы их можно было проектировать как дворцы (дворец с уходящими в тоннель рельсами в центре композиции смотрелся бы странно).
На самом деле объяснение несколько прозаичнее: прежние технологии не позволяли строить тоннели большого диаметра, и для движения поездов в разные стороны возводили два тоннеля. Современные щиты позволяют «копать» один большой тоннель с двухпутным движением.
Отработанные на строительстве станций «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» технологии трассировки инженерных коммуникаций и кабельных линий будут использовать на всех фазах создания перспективных участков и линий метро.
Дизайн сильно различается
Часть станций оформлена в стиле «минималистичный хай-тек, или Москва для грустных»: пара оттенков серого, лаконичные формы, декор — за счет фактуры.
Так, в оформлении станции «Терехово» можно уловить силуэты людей, выполненные как будто псевдографикой, на «Кунцевской» — зато свет красивый, на «Аминьевской» — потолки.
«Воронцовская» отделана оранжевым. Сначала это показалось вполне логичным — там пересадка на «Калужскую», однако «Новаторская» и «Проспект Вернадского» тоже оказались ярко-рыжими. Очень позитивные станции.
В декоре «Мичуринского проспекта» использовали орнамент с растительными элементами (отсылка к деятельности Ивана Мичурина) и некий символ, похожий на традиционный китайский узор. Официальный сайт мэра Москвы сообщает, что это китайский иероглиф «дружба». Видимо, привет строителям станции — китайской компании China Railway Construction Corporation Limited (CRCC). Правда, «Проспект Вернадского» и «Аминьевскую» строили тоже они.
Посвященная деятельности МЧС станция «Давыдково» сильно выделяется среди всех новых станций. Тут не пожалели ни места, ни декора. Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе МЧС Москвы, станция состоит из двух вестибюлей и семи эскалаторов, а также барельефов и панорам, отражающих деятельность ведомства. Среди них также образ погибшего главы МЧС России Евгения Зиничева.
Стены вдоль обеих береговых платформ показывают разные аспекты деятельности спасателей. Они тушат пожары, спускаются с вертолета на место катастрофы, ищут выживших вместе с собаками (слегка похожими на фигуры львов в представлении русских зодчих XVIII века) и пр. Вдоль путей размещены эмблемы различных спасательных служб и неоднократно повторенный девиз: «Предотвращение. Спасение. Помощь».
В целом же обилие четких геометрических решений, контурная подсветка, белый яркий свет и пр. позволяют делать на станциях стильные фото — и сложно избавиться от ощущения, что их для этого и проектировали.
Другая особенность новых станций — ярко освещенные тоннели, что также хорошо для визуального контента. Хотя наверняка у этого есть и практический смысл.
На всех новых станциях есть лавочки, стела «SOS / Информация» с двумя USB-разъемами и довольно подробная навигация.
Все лестницы к переходам — максимально широкие. Это важно при большом пассажиропотоке: меньше риск давки.
Как там в поездах
По БКЛ курсируют только поезда «Москва 2020»: USB-разъем возле каждого сиденья и на панелях возле информационных экранов, система обеззараживания воздуха, световая индикация открытия и закрытия дверей по всему контуру, более широкие двери, чтобы люди могли быстрее входит и выходить, контурная подсветка, множество информационных табло и большие панорамные окна.
Правда, сочетание освещенных тоннелей и больших окон может сыграть злую шутку. Если в вагоне мало народу и видно окно напротив, от мелькания ярких ламп создается эффект стробоскопа, могут уставать глаза.
А вот доступ в интернет во время перегонов между станциями затруднен.
Пока БКЛ не покрыта сотовой сетью — мобильным интернетом получается воспользоваться только на станциях, в переходах «Давыдково» и «Зюзино» связь теряется, но от оператора к оператору покрытие может различаться. В вагонах доступна обычная Wi-Fi сеть московского метро, но чтобы войти, нужно ввести пароль из СМС. А СМС не приходит — нет сотовой связи. В итоге квест получается непростым, а там и выходить пора.
Бонус-трек
К открытию нового участка БКЛ по заказу столичного правительства был выпущен «Большой кольцевой альбом» из 10 треков, которые исполнили популярные блогеры и лидеры мнений. Он доступен бесплатно на всех популярных музыкальных платформах.
Среди достоинств альбома — рассказ о преимуществах поездов «Москва 2020» («Еду в новом вагоне, в нем нету вони», «Разрядился телефон — вон для зарядки дырка» и пр., сообщил Фирмач в композиции «Кунцевская») и общая продолжительность всех десяти треков менее 15 минут.
Встретимся через год (или два)
«Строили, строили и наконец построили», как говорили Чебурашка и Айза в треке «Мама в метро». Замкнуть Большое кольцо планируют в 2023 году, хотя также неоднократно сообщали, что оставшиеся девять станций откроют в течение 2022 года. В будущих тоннелях «Елена», «Эсмина», «Виктория» и «Лилия» трудятся не покладая щитов.
Так, тоннелепроходческий щит «Елена» работает в технической зоне Замоскворецкой линии в мелких песках и суглинках на глубине от 15 до 41 метра. На юго-восточном участке БКЛ шестиметровый щит «Эсмина» прокладывает тоннель соединительной ветки к будущему электродепо «Аминьевское». В это время два десятиметровых щита «Лилия» и «Виктория» ведут проходку двухпутных тоннелей на восточном участке.
В итоге общая протяженность кольца в итоге составит около 70 км. БКЛ соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующей Кольцевой линии.
Итого планируется, что к 2023 году всего в Москве будет 293 станции метро и сеть линий общей протяженностью 530 км, заявил президент России Владимир Путин по случаю открытия нового участка.