Прошло примерно четыре года с начала полномасштабного внедрения в России мусорной реформы, а регионы уже просят провести прокурорские проверки по соблюдению нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО).
ПЕРЕПЛАТА ЗА ВЫВОЗ ТКО В 2-6 РАЗ
На просьбы «с мест» отреагировал депутат Николай Будуев. Он направил соответствующее письмо генпрокурору России Игорю Краснову, попросив инициировать обращения в суды с целью выявления фиктивных или ложных замеров ТКО, а также отмены нормативных актов, устанавливающих завышенные нормативы накопления ТКО. Депутат считает, что принятие нормативов накопления ТКО в ряде регионов (каких, не называет) опиралось на заведомо завышенные сведения региональных операторов, что в 2-6 раз увеличило плату за вывоз мусора для рядовых потребителей. Коммерческим организациям приходится еще сложнее — они порой вынуждены переплачивать и в сто раз больше. Общероссийский народный фронт еще три года назад сообщал о 20 недобросовестных региональных операторах, которые работали в Московской, Пензенской, Омской, Орловской, Белгородской, Рязанской, Ульяновской, Нижегородской и Воронежской областях, Башкирии, Дагестане и других регионах.
В апреле этого года в Госдуме вице-премьер РФ Виктория Абрамченко отчитывалась о работе по охране окружающей среды и реализации мусорной реформы, и после выступления представителя правительства спикер нижней палаты Вячеслав Володин констатировал: реальная работа в данном направлении хромает. Среди претензий, которые депутаты выдвигали на правительственном часе, перечислялись, например, абсурдные платежи за вывоз мусора — не с человека, а с квадратного метра, сращивание регоператоров с местными властями. Тогда председатель Госдумы посоветовал коллегам обращаться в прокуратуру, что, собственно, недавно и сделал Николай Будуев.
МУСОР ПРОИЗВОДЯТ… КВАДРАТНЫЕ МЕТРЫ
Как мусорная реформа изменила жизнь людей, можно проследить по питерскому ЖСК 1277. Раздельный сбор отходов здесь организован с 2015 года по инициативе председателя ЖСК. Дом работал с ООО «Экоточка», которое без нареканий и точно по графику вывозило вторсырье, собранное жильцами 484 квартир. Вывоз остального мусора они оплачивали строго за накопившийся в контейнерах объем, а он не превышал 50 кубометров в месяц. Люди понимали: чем больше они сортируют, тем меньше платят за утилизацию смешанных отходов. Так было до января 2022 года, а потом Питер подключился к мусорной реформе, и по городскому закону всех потребителей обязали пользоваться услугами АО «Невский экологический оператор» («НЭО»). Налаженные на местах точки раздельного сбора вторсырья были ликвидированы. Не осталось их и во дворе ЖСК 1277, а самому дому установили новый норматив. По жилой площади. «Экоточке» за вывоз ТКО платили 473 тысячи рублей в год, с 2022 года «НЭО» — 2,3 млн рублей. Почувствуйте разницу. Собственники возмущаются троекратному удорожанию стоимости вывоза мусора, но поделать ничего не могут — принятый властями города закон не на их стороне.
И таких примеров по всей стране — тьма-тьмущая. Немудрено, что мусорная реформа оборачивается в регионах скандалами, а недовольство людей растет. К примеру, в договоре с регоператором могут значиться пять мусорных контейнеров, но даже если по факту будет заполнено три, а два останутся пустыми, платить заставят все равно за пять. Или как вам такое: если у человека две квартиры, одна из которых пустует, он обязан платить за ТКО за обе квартиры, потому что многие региональные власти из двух вариантов, предложенных законом, выбрали тот, по которому не люди, а… квадратные метры производят мусор.
МУСОРНАЯ РЕФОРМА В ПОЛЬЗУ РЕГОПЕРАТОРОВ
Сегодня никто точно не знает, сколько отходов в стране образуется. Это все еще великая тайна, покрытая мраком. Кто-то говорит, что каждый россиянин производит 400 кг отходов в год, кто-то — что 500, а кто-то отмечает, что «средние по больнице» величины не имеют смысла и что москвич в этом плане сильно отличается от жителя деревни. В законах до сих пор четко не прописано, чем отличаются отходы от вторичных материальных ресурсов, а сжигание мусора по отчетам часто выдают за его переработку, красиво называя процесс сжигания высокотехнологичной энергетической утилизацией.
Сейчас в стране работает уже свыше 182 региональных операторов, которые оказывают услуги по обращению с ТКО. Российский экологический оператор (РЭО) отчитался, что «в 2022 г. достигнуты ключевые показатели и результаты федерального проекта, а какие-то из них превышены в полтора-два раза». В ведомстве считают, что 2022 год стал переломным: отходы стали уходить сугубо на организованные полигоны, тогда как еще в 2021-м 15% оказывались на нелегальных свалках. В 2022-м вырос контроль за движением отходов, что отвечает задачам нацпроекта «Экология». Реальная картинка несколько отличается от официальной. «Мусорная реформа провалилась» — самый популярный тезис текстов региональных СМИ. Журналисты описывают несостоятельность регоператоров, их конфликты с бизнесом, управляющими компаниями, скандалы с переработчиками, завышенные тарифы для граждан, переполненные площадки для мусора и дымящие полигоны, рост числа незаконных свалок, отсутствие разделения мусора или его имитацию. «Фактически перерабатывается лишь десятая часть от того, что образуется, а во многих городах и регионах ни переработки, ни сортировки вообще нет», — пишут авторы Telegram-канала «Управдом (ЖКХ)».
— У населения сложилось четкое ощущение, что мусорная реформа свелась только к одному — навязать людям очередной ненужный платеж в пользу регоператоров. Большая часть населения страны оплачивает вывоз мусора по нормативам, которые могут превышать реальные объемы образования отходов в разы, что неоднократно подтверждалось в судах. ТСЖ и УК в судах доказывают свое право перейти на сбор по факту, но сталкиваются с активным сопротивлением региональных операторов и судов, — констатирует депутат Госдумы Светлана Разворотнева.
Что ж, вся надежда на прокурорские проверки, на которых настаивает Николай Будуев. Похоже, только они могут вскрыть изнанку мусорной реформы в регионах и раскрыть россиянам секреты образования нормативов накопления ТКО. Они, конечно, нужны. Но только для ориентировочного планирования, а вот расчеты с потребителями должны производиться только по факту накопленного мусора.
Елена Казанцева.
Фото: Агентство «Москва».