«Флагманским стартовым этапом станет магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом, она пройдет по территории шести субъектов Федерации, в которых проживает около 30 млн человек, это порядка 20% всего населения России. В перспективе такие выделенные высокоскоростные маршруты соединят и другие наши регионы», — сказал Путин.
«На сегодняшний момент мы проводим проектные работы, они по ряду участков у нас уже закончены, а в рамках центрального транспортного узла здесь в Москве 5-й и 6-й путь — это выход с Ленинградского вокзала в сторону Санкт-Петербурга — уже ведется строительство, и в этом году мы планируем освоить 14 млрд (рублей — ИФ), построить уникальный мост через канал имени Москвы, ряд еще больших искусственных сооружений», — доложил президенту глава РЖД Олег Белозеров.
По словам Белозерова, строительство ВСМ позволит повысить скорость перевозки грузов, а также вывезти из почти 18 регионов России на Северо-Запад дополнительные грузы в объеме 30 млн тонн.
Глава Сбербанка Герман Греф отметил, что банк проработал схему привлечения средств для финансирования проекта ВСМ.
«Что касается финансирования, в принципе, мы собрали инвестиционный пул на 1,5 трлн рублей, финансирование банковское и пенсионных фондов. Практически механизмы финансирования все готовы, и мы готовы начать финансирование строительства совместно с ВЭБом по механизму фабрики проектного финансирования. Строительство завода уже — и дальше, конечно, уже строительство железнодорожного пути», — сказал Греф в ходе своего доклада.
В свою очередь мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что заделы для ВСМ были сделаны при строительстве третьей линии Московских центральных диаметров (МЦД-3, D3).
«Когда мы строили D3, мы сразу строили заделы под ВСМ. Уже серьезные заделы сделаны, это дает возможность практически с сегодняшнего дня начинать уже проект строительства ВСМ. В Зеленограде вокзал, в котором мы сейчас находимся, — современный комплекс, он является, по сути дела, частью вокзала ВСМ, который придет, и вот первая остановка в Москве здесь будет, в Зеленограде», — сказал Собянин.
Мэр отметил, что с началом работы над ВСМ стартует новая история российских железных дорог на современном высокотехнологичном уровне.
«После реализации этого проекта это будет новая транспортная реальность в нашей стране и объединит миллионы людей. Для Москвы и Санкт-Петербурга — это, конечно, важнейшая дорога, которая соединит две агломерации миллионов людей», — подчеркнул Собянин.
ВСМ Москва — Санкт-Петербург является приоритетным и наиболее проработанным на данный момент проектом по организации высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ. Глава Минтранса Виталий Савельев в феврале докладывал президенту, что для создания и эксплуатации магистрали потребуется в общей сложности более 2 трлн рублей, в том числе свыше 600 млрд рублей от государства, включая 580 млрд из ФНБ.
Предполагается, что первая ВСМ может заработать к 2028 году и сократит время в пути между городами почти вдвое — с 4 часов до 2 часов 15 минут.
На февральском совещании по транспорту Путин заявлял, что «строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом — это только начало».
«В перспективе — организация такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столицы Белоруссии Минска вполне естественны, вполне реализуемы», — отмечал он.
Накануне Белозеров сообщил в Госдуме, что компания ожидает реализации практически всех проектов ВСМ в течение ближайших 10-15 лет.