Повышение тарифов на коммунальные услуги затронуло практически всех жителей Свердловской области. Конечно, оплачивая немалые счета за горячую и холодную воду, за газ и водоотведение, за благоустройства придомовых территорий и содержание подъездов, жильцы многоквартирных домов вправе рассчитывать на то, что коммунальных блага будут предоставляться им бесперебойно и надлежащего качества. Если нет, в адрес поставщиков ресурсов, но прежде всего – управляющей компании или товарищества собственников жилья летят гневные письма, жалобы, претензии.
Там, где в доме есть активный старший по дому, или, как его правильнее называть, председатель совета дома, либо председатель ТСЖ, выстроить диалог между жильцами и УК получается быстрее. И с пользой для всех участников этого диалога. Но там, где активиста нет совсем, либо он не справляется с возложенными на него функциями, «коммунальные» дела идут неважно.
Об этом говорили участники «круглого стола» в редакции нашей газеты. Уже не раз подмечено: собравшись в редакции, участники таких встреч – представители разных организаций и ведомств — начинают выстраивать общение и друг с другом, обмениваются контактами, задают друг другу волнующие их вопросы. Казалось бы, тема – общая, а взаимодействие наладить помогают газета и ее читатели. И это здорово!
На этот раз о возможностях, правах и обязанностях старших по дому и председателей ТСЖ, о том, как они взаимодействуют с управляющими компаниями и поставщиками ресурсов, говорилиН.С. Миленина, заместитель директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области; Д.В. Сень, руководитель УК «Территория» (Екатеринбург);
Р.В. Кириллов, директор ООО «Территория ТСН»;Н.М. Судницын, директор ООО «Екатеринбургская правовая компания «Астрея»; А.В. Белов, председатель ТСЖ дома №41 на улице Блюхера в Екатеринбурге; Н.В. Фролкова, начальник отдела связей с общественностью и делопроизводства Свердловского регионального фонда капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных домов; Е.А. Гирш, руководитель сектора информационного сопровождения отдела связей с общественностью и делопроизводства Свердловского регионального фонда капитального ремонта; Н.Д. Березнякова, главный редактор газеты «Пенсионер».
Что хочу – то ворочу?
Мы уже рассказывали читателям «Пенсионера» о ситуации, которая возникла в конце прошлого года в поселке Новоуткинск ГО Первоуральск. Автор письма, направленного в редакцию, жаловалась на самоуправство председателя ТСЖ многоквартирного дома, которая грозила жильцам отключением горячей воды, мотивируя свое решение убытками, которые несет ТСЖ. При этом на контакт с собственниками жилья она идти не хотела.
О том, что некоторые старшие по дому или председатели ТСЖ рассматривают свой пост как возможность «давить» на нерадивых, по их мнению, обитателей многоквартирных домов, говорили в письмах и читатели с других территорий Свердловской области. В связи с этим первая тема, о которой говорили участники «круглого стола», — полномочия старших по дому и председателей ТСЖ.
Н.М. Судницын:
— По сути, председатель ТСЖ является неким исполнительным органом, реализует решения, которые принимает общее собрание членов ТСЖ либо правление ТСЖ. Так же в законе определены полномочия совета дома и его председателя. Ключевой задачей и того, и другого является контроль управляющей компании в части выполнения всего комплекса работ по управлению домом. Председатель ТСЖ или совета дома уполномочен подписывать акты приемки выполненных работ. А по сути он является транслятором проблем дома, которые предстоит решить управляющей компании. При этом он может работать как на безвозмездной основе, так и, по решению совета дома, за некое вознаграждение.
Н.С. Миленина:
— По сути, председатель ТСЖ или председатель совета дома — сам собственник имущества в многоквартирном доме, которого другие собственники выбрали выражать их мнение, их интересы перед УК.
Сплошное ЖКХ!
А.В. Белов:
— В товариществе собственников жилья, председателем которого я являюсь, реализована следующая модель взаимоотношений с управляющей компанией: наше ТСЖ нанимает УК или другие подрядные организации для выполнения конкретных работ, а председатель контролирует этот процесс. Вообще, как именно управлять домом, зависит, прежде всего, от характеристик самого дома. Помните, один из персонажей фильма «Москва слезам не верит» говорит: «Скоро везде будет одно сплошное телевидение!» Если перефразировать его слова, можно сказать: «Сейчас везде — сплошное ЖКХ!» Мы находимся в доме — нас окружает жилищно-коммунальное хозяйство в виде предоставления коммунальных услуг. Выходим на улицу — сталкиваемся с ЖКХ в виде состояния дорог, благоустройства дворов и так далее. И каждый из нас — заложник того состояния жилья, которое мы приобрели: коммуникаций, специального оборудования для подачи, к примеру, горячей воды или отопления, и так далее. Современные многоэтажные дома — это сложные инженерные системы. Жильцы часто не делят проблемы жилищные и проблемы коммунальные, они обращаются за помощью к председателю ТСЖ в любом случае, значит, председатель, который ответственно относится к своему делу, должен быть одновременно и коммунальщиком, и юристом, и инженером и еще много кем.
Н.Д. Березнякова:
— Среди наших читателей, судя по письмам и звонкам, к сожалению, не все понимают, в чем, собственно, заключается деятельность старшего по дому. Возможно, именно поэтому порой и возникают конфликты между жильцами и председателем ТСЖ или совета дома. Представители старшего поколения помнят принципы работы советских ЖЭКов и считают, что все с тех пор так и работает. И если даже жильцы-пенсионеры не могут найти подчас общий язык с председателем, среди которых большинство — тоже люди предпенсионного и пенсионного возраста, то что говорить о молодых председателях, которые хотели бы, может, принципиально перестроить систему управления конкретным домом, но встречают на этом пути возражения жильцов, которым ближе и понятнее жизнь по законам советского ЖЭКа: я тебе пишу жалобу или заявку, а ты ее выполняешь и ничего не просишь взамен — ни участия в жизни дома, ни коллективной ответственности за его состояние. Увы, принцип «тебя выбрали — ты и делай» встречается гораздо чаще, чем «мы все в ответе за наше имущество».
Д.В. Сень:
— Если размышлять о том, что важнее в организации работы сложного механизма многоквартирного дома — «железки» или люди, я бы сказал, что люди. И уже упомянутый советский ЖЭК далеко не был эталоном работы. Однако люди ностальгируют по тем временам. Зачастую конфликты в доме возникают не из-за отсутствия горячей воды или затопленного подвала, а из-за неумения старшего по дому объяснить жильцам механизм принятия тех или иных решений, которые помогут наладить подачу воды нужной температуры или очистить подвал. Мало быть избранным на этот пост, надо учиться убеждать жильцов в правильности тех или иных решений: либо менять коммуникации, из-за которых вода в дом поступает не той температуры, какой должна, или судиться с поставщиком ресурса. Иногда приходится потратить кучу времени, чтобы убедить, объяснить. Но если вместо этого председатель действует через колено, в случае возражений жильцов грозит какими-то санкциями — просто отключу воду, и все, то диалога не получится, проблема не будет решена. Значит, такого председателя нужно менять.Коммунальный — от слова коммуна, мы должны делать все сообща. Увы, на протяжении последних нескольких десятков лет общество воспитывало потребителей услуг. А вот про ответственность все забыли. Отсюда — и поголовное нежелание собственников участвовать в жизни дома. Аргумент «Тебя выбрали — ты и делай, а мне некогда, я работаю» звучит очень часто.
В следующем номере пойдет речь о взаимоотношениях собственников жильцов и управляющих компаний.
Наталья Березнякова
Фото Марии Волковой