«Сегодня историческое событие в метростроении не только нашего города, но и мировом метростроении: закончена проходка самого большого метрокольца в мире. В однопутном исполнении всего проложено 143 км подземных линий — это огромный объем, это целый город под городом, причем проходка велась в разных условиях», — сказал Собянин после церемонии завершения проходки последнего тоннеля БКЛ — двухпутного перегонного тоннеля между станциями «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар».
«Одномоментно работали больше 20 тоннелепроходческих щитов, (диаметром) от 6 м до самых инновационных 10-метровых. Кроме того, на отдельных участках велась ручная проходка, в сложнейших геологических условиях, на глубине около 70 м. Вся эта работа завершена», — подчеркнул мэр.
По его словам, следующий этап строительства БКЛ — завершение работ на 10 станциях и в проложенных тоннелях, их обустройство.
«Надеюсь, что в течение года эта большая работа будет завершена. Хотел поблагодарить строителей за тот подвиг, который они совершили, проведя такую огромную, гигантскую сложнейшую работу, и поздравить всех с наступающим Новым годом — это хороший подарок для всего города, для москвичей, для всей страны», — добавил Собянин.
В свою очередь строители сказали мэру, что постараются закончить работы на Большой кольцевой линии в 2022 году.
Система тоннелей БКЛ представляет собой симбиоз классических однопутных тоннелей и новых для Москвы двухпутных тоннелей большого диаметра. Тоннели большого диаметра проложены на двух участках: первый начинается от станции «Мневники» и заканчивается за станцией «Давыдково», второй начинается от станции «Текстильщики» и заканчивается за станцией «Кленовый бульвар».
«Всего с 2012 года по 2021 год было пройдено более 143 км тоннелей в однопутном исчислении. В разные периоды на строительстве БКЛ работали 33 тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК), четыре из них — диаметром 10 м», — сообщили в пресс-службе мэра и правительства Москвы.
Там напомнили, что 18 марта 2020 года в Москве был зафиксирован мировой рекорд Гиннесса по самому большому количеству работающих одновременно ТПМК (23 щита, из них 13 — на БКЛ).
Большинство тоннелей БКЛ проходят глубже других линий. Выше радиальных линий Большая кольцевая проходит у станций «Петровский парк», «Каховская», «Электрозаводская», «Авиамоторная» и «Новаторская». В общей сложности БКЛ имеет 23 пересечения с другими линиями метро и 18 пересечений с МЦД и МЦК. Во время проходки тоннелей проводились дополнительные мероприятия, обеспечивающие бесперебойную эксплуатацию действующих объектов метрополитена, а также специальное укрепление железнодорожного полотна.
Кроме того, тоннели БКЛ проходят под пятью водными объектами в открытом русле: под Москва-рекой на перегонах «Нагатинский затон — Печатники» и «Терехово — Кунцевская»; под рекой Таракановкой на перегонах «Хорошевская — Народное ополчение» и «Хорошевская — Шелепиха»; под рекой Яузой между «Сокольниками» и «Электрозаводской»; под рекой Нищенкой между «Авиамоторной» и «Нижегородской»; под каналом «Карамышевское спрямление» на перегоне «Терехово — Народное ополчение». Наиболее глубокие тоннели проходят на участке от «Савеловской» до «Электрозаводской». Самой глубокой станцией БКЛ станет «Марьина Роща» — глубина тоннеля более 70 м.
«Последним пройденным тоннелем БКЛ стал двухпутный перегонный тоннель длиной 1,2 км от станции «Нагатинский затон» в сторону станции «Кленовый бульвар». Проходка была начата 10 марта и завершена 29 декабря. Тоннель проходит вдоль Нагатинского затона под Коломенской улицей на глубине от 15 до 22 м. Проходческие работы вел ТПМК Herrenknecht S-956 «Лилия» диаметром 10 м, изготовленный в Германии по заказу АО «Мосинжпроект» в 2015 году. Это первый щит большого диаметра, который ранее проложил первый двухпутный тоннель БКЛ — от станции «Мневники» до станции «Кунцевская», а также участвовал в строительстве Некрасовской линии метро», — сообщили в пресс-службе.
Проект Большого кольца метро предполагает строительство 31 станции, общая протяженность кольца составит около 70 км. БКЛ соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующей Кольцевой линии. Первый участок БКЛ от «Петровского парка» до «Делового центра» открылся в феврале 2018 года, на данный момент на БКЛ запущено 22 станции.