Меры господдержки в 2020 году оказали положительное влияние на строительную отрасль, но не в полном объеме оградили ее от негативных факторов, отмечают в Счетной палате (СП) РФ.
«Реализация всех мер государственной поддержки ипотечного кредитования и жилищного строительства в 2020 году способствовала введению 82,185 млн кв.м жилья, что практически соответствует данным за 2019 год (82,042 млн кв.м). При этом с августа 2020 года запущено строительство 26,4 млн кв.м нового жилья, что свидетельствует о положительном влиянии мер поддержки на строительную отрасль», — говорится в экспертно-аналитическом аудите результативности выделения в 2019-2020 гг. средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства, в том числе в рамках мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и ее последствиями.
«Вместе с тем, несмотря на указанные меры государственной поддержки, имели место такие негативные факторы, как значительное уменьшение в 2020 году общего количества застройщиков (на 11%), нарушение сроков завершения строительства более чем на шесть месяцев по 362 многоквартирным домам в 60 регионах. Объемы строящегося жилья по сравнению с 2019 годом сократились на 12,5% (94 млн кв.м и 107,5 млн кв.м соответственно), несмотря на то, что в 2020 году с помощью программ государственной поддержки ипотечного кредитования (семейная, дальневосточная и льготная ипотеки) профинансировано приобретение гражданами около 20% строящегося жилья (в 2019 году – 1,4%)», — пишут аудиторы.
Также в отчете СП отмечается, что в 2020 году доля всех программ государственной поддержки в общем объеме выданных ипотечных кредитов в России стала рекордной и составила 26,1% в количественном выражении и 29,7% в денежном.
«Меры государственной поддержки рынка ипотечного кредитования запустили рост спроса населения на жилье, рынок на это отреагировал ростом цен за квадратный метр. Так, по итогам 2020 года индекс роста цен на жилье на первичном рынке составил на 12% по отношению к 2019 году, а средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир на первичном рынке жилья в 2020 году выросла на 20,4%», — отмечается в отчете.
По прогнозам аудиторов, общие расходы федерального бюджета по четырем действующим ипотечным программам могут составить за весь период их реализации (до 2050 года) свыше 1,16 трлн рублей при условии сохранения ключевой ставки Банка России на уровне 5% и отсутствии досрочных погашений. Консервативный сценарий (повышение ключевой ставки до 6,5%) показывает рост бюджетных обязательств по программам до 1,72 трлн рублей.
По результатам отчета в СП предложили поручить Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть возможность корректировки условий программы льготной ипотеки, в случае ее продления после 1 июля 2021 года, для ориентации мер на нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан или установки ограничения для участия в программе гражданина (домохозяйства) однократно.
Также в СП предлагают рассмотреть возможность корректировки условий семейной ипотеки в части снижения ставки для семей, родивших третьего и последующих детей, в том числе на уже действующие ипотечные кредиты в рамках данной программы.
Кроме того, предлагается рассмотреть возможность перераспределения средств, полученных АО «ДОМ.РФ» в качестве вклада в уставный капитал в декабре 2019 года для реализации программы Дальневосточная ипотека, на другие программы поддержки ипотечного кредитования и жилищного строительства, оператором которых является ДОМ.РФ. При этом СП рекомендует рассмотреть возможность применения на территории ДФО и сельских территориях РФ альтернативных механизмов стимулирования улучшения жилищных условий граждан, в том числе прямых субсидий (грантов) семьям на покупку, строительство, ремонт жилья (включая индивидуальные жилые дома), предоставление доступного арендного и социального жилья.
Также СП предлагает проработать вопрос о целесообразности унификации форм предоставляемой кредитными организациями отчетности (информации) в рамках реализации ипотечных программ (семейной, дальневосточной, льготной и сельской ипотеки). В СП подчеркивают, что наличие расхождений в методологии сбора статистических данных по рынку ипотечного (жилищного) кредитования Банка России и операторов программ поддержки ипотечного кредитования (Минфин, Минсельхоз, ДОМ.РФ) не позволяет в полной мере оценить влияние государственных мер поддержки на первичный рынок ипотечного кредитования.
Среди выводов, которые сделала СП в ходе аудита, отмечается, что общая сумма, выделенная на шесть программ господдержки ипотечного кредитования и жилищного строительства (семейная ипотека, дальневосточная ипотека, сельская ипотека, льготная ипотека, поддержка семей с детьми, программа по кредитованию застройщиков по льготным ставкам) в 2019-2020 годах из бюджета составила 89 013,7 млн рублей. Фактическое их использование (выплаты кредиторам) составило 58 376,9 млн рублей, или 90,9%.