«В первые месяцы 2023 года стало заметно замедление вакантности. Показатель увеличился всего на 0,3 п.п. и 0,7 п.п. в классах А и В соответственно, до 13,3% и 8,1%»,- сказала Зимина на на XIV Ежегодной офисной конференции.
Она отметила, что свободными на рынке оказалось около 710 тыс. кв. м офисных площадей класса А, а также более 1 млн кв. м офисов класса B.
По словам Зиминой, несмотря на положительное чистое поглощение помещений класса А, в премиальном сегменте продолжился более значительный рост свободных площадей. Их доля за I квартал возросла на 2 п.п. до 15,4%, а показатель чистого поглощения оказался отрицательным и составил -11,4 тыс. кв. м.
Зимина уточнила, что совокупный объем предложения рынка офисной недвижимости Москвы по итогам квартала составил более 17,9 млн кв. м, из которых 5,3 млн кв. м относятся к классу А, а 12,6 млн кв. м – к классу В.
В 2023 году к вводу планируется более 530 тыс. кв. м офисной недвижимости, при этом более 80% составят помещения класса А. Зимина подчеркнула, что большая часть прогнозируемого ввода будет предлагаться к реализации в формате аренды (42%), объем площадей для продажи составит 35%, BTS-проекты – 7%, а помещения в формате аренды/продажи – 16%.
В высокобюджетных объектах все еще продолжается более выраженное высвобождение помещений. Средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды в премиальных офисах продолжила снижение и на конец марта составила 42 243 рублей за кв. м в год, что оказалось на 2,4% ниже ставки конца 2022 года.
По итогам I квартала 2023 года запрашиваемая средневзвешенная ставка в классе А выросла на 0,6% и составила 26 203 рублей за кв. м в год, в классе B – снизилась на 1% и составила 17 408 рублей за кв. м в год.
Эксперт пояснила, что динамика ставки класса А обусловлена тем, что на рынок продолжает выходить предложение по условиям выше средних показателей, в частности в зданиях премиального сегмента.
По данным компании, с января по март 2023 года основной спрос на офисные помещения формировали компании производственного сектора (25,3% от общего объема), ТМТ-сектора (технологии/медиа/телекоммуникации) (19,1%) и торговли (19,1%). При этом годом ранее компании производственного и TMT-сектора также лидировали в структуре спроса.
«Начало 2023 года прошло в соответствии с ожиданиями конца 2022 года: рост доли вакантных помещений продолжился невысокими темпами, при этом на рынке отмечалась достаточно высокая активность, реализовывались крупные сделки. На сегодняшний день есть признаки неопределенности, и в случае усиления негативных внешних факторов показатель свободных офисных площадей может вырасти в течение года до 14% в классе А и 9% в классе B. Тем не менее вне зависимости от ухудшения ситуации возросшая активность на рынке и тот факт, что основной пик выхода иностранных арендаторов пришелся на 2022 год, позволяют говорить о замедлении роста доли незаполненных офисов», – прогнозирует Зимина.