Управляющие компании в случае непредоставления коммунальных услуг или оказания некачественных услуг ЖКХ должны компенсировать жильцам моральный вред, пишет «РБК-Недвижимость» со ссылкой на решение Верховного суда.
Согласно выводам судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, жильцы имеют право потребовать с управляющей компании не только возврата средств, уплаченных за услуги ненадлежащего качества, но и взыскания штрафа и компенсации морального ущерба. В Приморском крае, в городе Фокино жители одного из многоквартирных домов обвинили управляющую компанию в некачественной уборке придомовой территории и ненадлежащем исполнении обязанностей по вывозу мусора. Собственники квартир также заявили, что УК включала в платежные документы работы, которые не были выполнены. Жильцы обратились в суд. Мировой суд поддержал собственников квартир. С управляющей компании было решено взыскать деньги, ранее уплаченные жильцами за непредоставленные услуги, а также денежную компенсацию в пользу жильцов и штраф. Управляющая компания попыталась оспорить это решение, но апелляционная инстанция сохранила решение в силе.
Позже кассационный суд отменил штраф, оставив в силе только решение о взыскании средств за непредоставленные услуги. Суд пояснил, что штраф может быть взыскан только в случае отказа УК вернуть деньги за непредоставленные коммунальные услуги. При этом истцы не направляли УК требование о возврате средств.
Верховный суд отменил решение кассационной инстанции. В решении ВС говорится, что суд при удовлетворении требований потребителя взыскивает с исполнителя штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Размер штрафа составляет 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. В ВС подчеркнули, что УК не признала требования жильцов, не планировала в досудебном порядке возвращать деньги за услуги, которые не были оказаны, и не собиралась добровольно компенсировать моральный ущерб.