Госдума приняла закон о «всероссийской реновации».
Власти усиленно акцентируют, что он направлен на ускорение расселения из аварийного и ветхого жилья в российских регионах. Оппоненты же настаивают, что он де-факто предполагает «захват домов» и по уровню скандальности сравним с пенсионной реформой.
Документ, по мнению критиков, позволяет местным властям утверждать планы сноса и реконструкции практически любого, а не только аварийного жилья в случае согласия двух третей собственников или нанимателей квартир. Закон даст возможность включать в программу сноса все дома, поскольку любой износ любого здания при желании чиновника можно зафиксировать уже на следующий день после сдачи строения в эксплуатацию. Такая возможность возникает, если здание попадет в границы участка комплексного развития территории жилой застройки.
«Если человека не устроит предлагаемое ему взамен жилье (на выселках, без транспорта или просто непригодное для жизни) или он не согласится с денежным возмещением за его квартиру (например, если на него можно будет купить только собачью конуру), региональная власть, а то и вообще застройщик получит его имущество по суду (через 45 дней после его уведомления), — возмущается известный политолог доктор экономических наук Михаил Делягин. — Учитывая, что благодаря филигранной политике власти у большинства регионов денег «нет, не было и не будет», граждане РФ будут, вероятно, массово выбрасываться в бараки-«человейники» или вообще на улицы с ничтожным денежным возмещением».
С пенсионной реформой сравнил закон депутат Олег Шеин — по разрушительному эффекту и степени цинизма. С десяток его поправок были отклонены «партией власти», хотя разумно предлагали дополнить проект положением, что придуманная в чьих-то корыстных интересах «территория комплексного развития» не может противоречить составленному ранее Генплану муниципального образования.
Он же пояснил, что при утверждении так называемой всероссийской реновации застройщики уже не будут обязаны сохранять или учитывать расположение парковых зон, исторических кварталов, места будущих дорожных развязок, площадки для школ и детских садов…
«Глава региона без согласования с местными властями может заключить договор с частной фирмой о передаче под застройку целых микрорайонов, в том числе с неаварийными домами, — утверждает депутат. — При этом так называемый инвестор может быть в долгах как в шелках, в том числе перед собственными сотрудниками по зарплате».
Шеин предупреждает граждан, что новый закон — это «право на захват ваших домов с полным игнорированием стратегий развития городов».
Реновация в переводе с латинского — «процесс улучшения, реконструкции, реставрации без разрушения целостности структуры». Именно так поступают власти в странах ЕС в районах многоквартирной застройки времен социализма: под реновацией понимается не снос жилья, а его обновление — полная замена внутренних коммуникаций и крыш, реконструкция фасадов, чтобы сохранять тепло в зданиях. А граждане (если хотят) потом продолжают жить на том же месте, в той же среде, привычной и комфортной. Такой подход у них. У нас жильцов распределяет дурная воля реноваторов. Мол, пусть радуются и «человейникам»!
Знакомясь с новым законом, невольно вспомнил детскую сказку «Приключения Чиполлино». Ее автор сумел из далекой солнечной Италии заглянуть в нынешнюю сумрачную Россию и описать ее реалии, которые еще лет 30-40 назад представить было трудно. Есть там сюжет, как большой начальник с какой-то дури выселяет из крохотного домика некоего кума Тыкву… В финале «Приключений Чиполлино» бывший синьор Помидор работает подручным у садовника кума Тыквы. Сажает капусту, подстригает траву и изредка жалуется на судьбу. А замок графинь Вишен стал Дворцом детей. Или такое лишь в сказках бывает?
Григорий Алексеев.
Фото: агентство «Москва».