2020-й можно смело назвать годом внутреннего туризма: засидевшиеся в заточении люди в июне вырвались из бетонных клеток своих квартир и начали «колесить» по стране. Правда, это сразу выявило состояние наших городов и вновь всколыхнуло тему необходимости их развития.
Именно об этом не устают повторять чиновники и бизнесмены на всех уровнях, а единый институт развития в жилищной сфере ДОМ РФ совместно с КБ Стрелка доказывает необходимость урбанистического развития не только словом, но и делом: уже разработаны мастер-планы развития Геленджика, Кисловодска и Суздаля, до конца года будет представлен еще и мастер-план Саровско-Дивеевского кластера. Но стоит помнить, что стратегия развития города – всего лишь документ, и его внедрение в жизнь зависит от многих факторов. Каких именно, «Интерфаксу» рассказали эксперты в области урбанистики и архитектуры.
«Мастер-план – это видение идеального развития событий, в котором решаются проблемные вопросы. Это идеальный план, и он всем показывает, куда следует стремиться и профессионалам, и обществу, и бизнесу. Это долгосрочная стратегия», — говорит руководитель UNK project Юлий Борисов.
Разработка мастер-планов, безусловно, окажут положительное влияние на развитие городов. Так, по словам заместителя генерального директора ДОМ.РФ Дениса Филиппова, доходы Суздаля от туризма вырастут в пять раз благодаря новому мастер-плану, а стратегия развития до 2030 года предполагает превращение Кисловодска в мировой курорт. Мастер-план же нового центра в Геленджике позволит в 10 раз увеличить площадь парковых пространств города.
При этом, по словам Борисова, в документ не вписывают такие важные аспекты, как бюджет на развитие проекта, что в теории может привести к тому, что документ так и останется документом. Например, глава Кисловодска Александр Курбатов при презентации мастер-плана города отмечал, что на реализацию только ключевых мероприятий к 2030 году нужно направить 25,5 млрд рублей, из которых половину составят бюджетные средства. А в целом на реализацию стратегии нужно 53,6 млрд рублей. Вместе с тем мэр отметил, что работа предстоит сложная и необходима подготовка проекта к общественным слушаниям.
Кстати о жителях. Эксперты считают, что только их участие является залогом реализации проектов на практике.
«Мастер-планы влияют на город, если администрация готова его внедрять в градостроительную политику, а жители готовы выступать как соавторы концепции развития и поддерживать таким образом городские изменения», — говорит главный архитектор Оренбургской области Наталья Ибрагимова.
По ее словам, мастер-план исторического центра Оренбурга, который разрабатывает Центр развития архитектуры и городской среды вместе с компанией ATLAS, уже стал общей темой для правительства Оренбуржья и горожан, что является признаком движения в верном направлении.
«Для нас развитие исторического центра Оренбурга — первый шаг в поступательной стратегии устойчивых изменений всего города и области в целом, как и старт общегородского взаимодействия в процессах формировании среды», — считает эксперт.
«Что касается работы с «городом», то мы в конце года мы представим мастер-план исторического центра Оренбурга, включающий объемно-пространственный регламент, стратегию благоустройства территорий и дизайн-код. Также в мастер-план войдет трехмерная модель центра, включающая информацию об участках центра города, параметры зон ОПР и инвестиционные паспорта. Цель модели — предложить бизнесу и девелоперам понятные условия работы и инвестирования для любого выбранного участка в городе, обозначить функционал, ограничения и возможности будущих проектов. Также материалы стратегии будут использоваться для регионального закона о приватизации ОКН, которыми богат город. Цель нововведений — учесть экономические потребности Оренбурга при работе с объектами культурного наследия и создать понятные правила взаимодействия между всеми участниками процесса: горожанами, бизнесом и администрацией», — пояснила руководитель консалтинговой компании ATLAS Александра Сытникова.
Есть и неудачные примеры.
«По всему миру сегодня насчитывается несколько сотен городов с принятыми к реализации мастер-планами, в то время как в России наиболее известный пример — Пермь. Его реализация не проходит гладко: так, ряд экспертов считает его неудачным ввиду того, что при его утверждении не были учтены мнения инвесторов и девелоперов, которые тоже должны принимать участие в разработке концепции – именно от них во многом зависит успешность и соблюдение сроков исполнения городских задач, заложенных мастер-планом», — говорит управляющий партнер Blank Architects Магда Чихонь.
По ее словам, среди мировых столиц стоит обратить внимание на мастер-планы Лондона, Нью-Йорка, Амстердама, Сингапура, Токио.
«Как правило, такие документы появляются как метод комплексного решения проблем городской структуры: это могут быть как транспортные проблемы, так и проблемы жилых районов или даже городских агломераций. С годами эти проблемы могут изменяться. Мастер-план Лондона образца 2004 года, например, в первую очередь делал акценты на растущей популяции жителей и увеличении количества рабочих мест и обращался прежде всего к государству, подчеркивая необходимость инвестирования в городское развитие. В 2011 году основной вектор лондонского мастер-плана изменился: векторами развития оказались экология города, его безопасность и доступность среды для всех категорий жителей. В Амстердаме мастер-план был утвержден еще в 40-х годах прошлого века. Актуальная версия этого документа сосредоточена на развитии Амстердама как умного города: с точки зрения энергосберегающих технологий, обновления транспортной системы, развития бизнес-районов», — говорит Чихонь.
В целом эксперт подчеркивает, что мастер-планы городского развития – это документы, которые должны приниматься на всех уровнях города, чтобы иметь достаточную силу для качественной реализации, а также постоянно обновляться, чтобы не утратить актуальность.
В свою очередь Борисов напомнил, что взаимодействие — ключевой момент для успешной реализации всех планов.
«Я считаю, что мастер-план — это некий договор между обществом, государством, экономическими субъектами и градостроителями. Документ имеет графическую форму и отвечает на градостроительные вопросы. В любом городе есть какие-то проблемы: нехватка транспортных путей; перенасыщенность жильем, а деловой центр при этом в другой стороне (в таком случае получаем маятниковую миграцию) и т.д. В каждом городе есть 1-3 вопроса, которые мешают комфортному развитию города», — говорит он.
Эксперт напоминает, что несмотря на создание мастер-планов территорий не стоит забывать и о другом важном документе — генеральном плане территории.
«Генеральный план более узкий документ. Предназначен, в первую очередь, для градостроителей и застройщиков, который уже регламентирует, где какие зоны (зона для жилой застройки, зона для транспортного коридора и т.д.)», — говорит эксперт, поясняя, что документ является частью мастер-плана.
«Как только мы придумали, как хотим развивать город и в каком направлении, выражаем это в генеральном плане, либо его частях», — говорит он.
Все эксперты абсолютно уверены, что мастер-планы нужны не только городам, но и отдельным территориям, а вот воплощать ли их в жизнь — должно зависеть от желания жителей, возможностей городов, а также их потребностей.