В Подмосковье полностью открылась для автомобилистов Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), которая проходит в 50 км от МКАД. Большая часть трассы будет платной.
Основные участки трассы были открыты еще в прошлом году, но полностью ЦКАД замкнулась 8 июля с вводом финального 25-километрового участка, соединившего Калужское и Симферопольское шоссе. В церемонии открытия последнего участка принял участие президент России Владимир Путин.
«Разрешаю», — скомандовал президент в ответ на просьбу открыть движение по ЦКАД.
Позже Путин совершил поездку за рулем лимузина «Аурус» по участку трассы и в качестве водителя оценил качество дорожного полотна ЦКАД, обратив внимание на достаточно жесткие стыки на трассе.
Сопровождавшая президента в поездке представитель «Росавтодора» заверила главу государства, что проект ЦКАД был выполнен в соответствии с международными стандартами, качество работ тщательно контролировалось. Она также отметила, что у представителей «Росавтодора» в процессе строительства ЦКАД было большое количество замечаний, но все они были устранены.
Стоимость проезда
Общая протяженность ЦКАД составила 336 км, при этом большая часть трассы будет платной (260 км). Проезд без транспондера для легкового автомобиля стоит в среднем 5 рублей за км пути, для грузовика — от 7,2 до 15,7 рублей. Использование транспондера дает скидку в размере от 15% до 50% в зависимости от протяженности маршрута.
Кроме того, ЦКАД стала первой в России трассой с системой взимания платы «Свободный поток» (Free flow), благодаря которой машины могут проезжать без остановки у рамок с терминалами. Считывать транспондер антенна может на расстоянии до 100 метров. При этом камеры начинают работать только в случае, если у автолюбителя отсутствует транспондер.
Единственный участок трассы, проезд по которому будет бесплатным, – ЦКАД-5. Он пройдет по Одинцовскому, Истринскому, Солнечногорскому и Наро-Фоминскому городским округам. Большую часть этого участка составляют реконструированные сооружения.
Преимущества для автомобилистов
Открытие ЦКАД снизит аварийность на МКАДе на 15%, сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, участвовавший в запуске заключительного участка трассы. Он пояснил, что с открытием ЦКАД около 50 тысяч грузовиков перейдет с МКАДа на новую трассу, что позволит снизить московский трафик. Кроме того, по словам вице-премьера, в Подмосковье улучшится экология, поскольку «грузовики часами не тянутся, а идут по скоростной трассе».
Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что четверть всех грузовиков, имеющих пропуск на въезд в столицу, удалось перевести на ЦКАД, что улучшило движение на ключевых вылетных магистралях.
Напомним, что с начала весны грузовики массой более 12 тонн обязаны получать дневные и ночные пропуска для въезда на МКАД и городские дороги. С июля дневные пропуска обязаны получать и грузовые автомобили от 3,5 тонн.
«Новая трасса ЦКАД разгрузит МКАД и вылетные магистрали, прежде всего – от транзитного транспорта. Это – огромный вклад в повышение комфорта и безопасности транспортной системы города. Кроме того, появление ЦКАД даст толчок к развитию прилегающих к ней территорий, в том числе и в Новой Москве», – подчеркнул Собянин.
ЦКАД объединила основные вылетные магистрали – Каширское, Симферопольское, Калужское, Киевское, Минское, Волоколамское, Ленинградское, Дмитровское, Ярославское, Горьковское и Рязанское шоссе. На пересечении с федеральными и региональными трассами, железными дорогами построены многоуровневые транспортные развязки и путепроводы. Всего было возведено 20 транспортных развязок, более 140 путепроводов, 55 мостов, 7 экодуков и 19 пешеходных переходов.
Открытие движения по ЦКАД существенно улучшило транспортное обслуживание более 2,6 млн. человек – жителей новой Москвы и подмосковных городов Одинцово, Истра, Солнечногорск, Дмитров, Пушкино, Щёлково, Богородицкий, Черноголовка, Павловский Посад, Раменский, Домодедово, Подольск, Наро-Фоминск.
Стоит отметить, что максимальная разрешённая скорость движения по ЦКАД составляет 110 км/ч (с перспективой увеличения до 130 км/ч). На трассе четыре полосы движения – по две в каждую сторону.
Инвестиции и развитие
По данным «Автодора», общая стоимость проекта составила 341,2 млрд рублей, из которых за счет средств ФНБ профинансировано 150 млрд, за счет средств инвесторов — 94,7 млрд. Возврат привлеченных средств планируется обеспечить за счет доходов от сбора платы за проезд.
В финансировании строительства ЦКАД приняли участие Сбербанк, «Газпромбанк», Евразийский банк развития (ЕАБР), ВЭБ.РФ и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
«РФПИ совместно с партнерами обеспечил реализацию более 40% всего проекта ЦКАД, в том числе, благодаря привлечению инвестиций партнеров из числа ведущих суверенных фондов Ближнего Востока. Запуск движения по ЦКАД создает новые логистические и транспортные возможности для бизнеса, стимулирует создание более 200 тыс. новых рабочих мест в регионе», — отметил гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев.
По его словам, запуск ЦКАД также позволит сократить транзитный трафик через Москву и Подмосковье более чем на 30%, значимо снижая издержки при перевозке товаров.
Кроме того, ЦКАД стала одним из ключевых проектов для экономики региона, рассказал Хуснуллин.
«Она является ключевой для развития агломерации. На сегодняшний день она дает только для Москвы снятие до 10 тыс. грузовиков с МКАД, 12% освобождения трафика по МКАД. Теперь основная бетонка работает как вспомогательная. Я уже не говорю, о логистических центрах. Мы все прилегающие магистрали привели к двухполосности, все узкие места. Это экономит колоссальные деньги и дает колоссальный эффект для экономики всего региона», — сказал Хуснуллин.
По словам заммэра Москвы Андрея Бочкарева, участок ЦКАД протяженностью более 20 км, проходящий по территории новой Москвы, значительно улучшит инвестиционную привлекательность округа, а в зоне притяжения трассы появятся новые точки роста.
«Планы по развитию прилегающей к ЦКАД территории очень масштабные: здесь может быть построено порядка 4-5 млн кв. метров недвижимости. Причем 80% этих площадей составят объекты, создающие рабочие места – технопарки, логистические центры, офисные и бизнес-площадки», – подчеркнул заммэра.
О трассе
Строительство ЦКАД началось в 2014 году, завершить работы первоначально планировалось в 2018 году. В конце июня 2019 года очередной дедлайн продлили до 2021 года. Трасса состоит из пяти пусковых комплексов — ЦКАД-1, ЦКАД-3, ЦКАД-4, ЦКАД-5 и ЦКАД-3–5.
В частности, ЦКАД-1 длиной почти 50 км проходит по территории городских округов Подольск и Домодедово, а также новой Москвы. Часть трассы ввели в 2020 году.
ЦКАД-3 — новая 106-километровая трасса, которая проходит от автодороги М-11 «Нева» и М-7 «Волга» по территориям городских округов Черноголовка, Щёлково, Солнечногорск, а также по Дмитровскому, Пушкинскому и Ногинскому городским округам. Этот пусковой комплекс стал самым длинным в составе кольцевой магистрали. На его строительство ушло почти 4 года.
Участок ЦКАД-4 протяженностью 97 км стал вторым по протяженности после ЦКАД-3. Трасса проходит от М-7 «Волга» до М-4 «Дон» по городским округам Электросталь, Домодедово, а также Ногинскому, Павлово-Посадскому, Воскресенскому и Раменскому городским округам.
ЦКАД-5 длиной 76 км идет по городским округам Истра, Солнечногорск, а также Наро-Фоминскому и Одинцовскому городским округам. В состав пускового комплекса входит участок нового строительства, а также реконструкция существующей дороги А-107 «Московское малое кольцо».
Участок ЦКАД 3-5, соединяющий третий и пятый этапы дороги, является самым маленьким на трассе. Дорога длиной почти 6 км проходит по северо-западу Московской области от М-10 «Россия» до М-11 «Нева».