Застройщики переориентировались на малоформатные торгцентры

Девелоперы в условиях кризиса предпочитают возводить малоформатные торговые центры, пишет «Коммерсантъ». В Москве в 2022 году средняя площадь заявленных к вводу торговых объектов составила менее 11 тыс. кв. м. Из-за приостановки работы зарубежных брендов крупные торговые центры потеряли около 30% трафика, при этом в районных торговых объектах он снизился всего на 5%.

В 2022 году в Москве планируется ввести в эксплуатацию 10,9 тыс. кв. м торговых центров, говорится в исследовании компании Knight Frank. Это минимальное значение, зафиксированное с 2014-го. В прошлом году было введено 25,7 тыс. кв. м таких площадей.

Консультанты Knight Frank отмечают, что все торговые центры, запланированные к вводу на 2022 год, это объекты окружного и районного форматов. Площадь каждого из  объектов не превышает 30 тыс. кв. м. В регионах наблюдается похожая тенденция. По расчетам Knight Frank, в 2022 году ожидается ввод 18 тыс. кв. м торговых центров. При этом годом ранее в регионах было введено 29 тыс. кв. м.

Активность застройщиков сейчас смещается в сторону малоформатных торговых центров, говорит региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. Площадь магазинов в условиях активного развития цифровых услуг и дефицита ликвидных площадок постепенно сокращается. Продуктовые сети все чаще создают форматы «у дома».

Традиционно районные торговые объекты меньше зависят от экономических потрясений, сохраняя стабильный трафик и конверсию. Это актуально и в условиях массового ухода с рынка зарубежных брендов. По оценке компании Focus Technologies, в Москве в период 4–10 апреля показатель Mall Index, отражающий число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей, в годовом выражении снизился на 9%. Спад оказался наиболее заметным для объектов крупного формата, где этот показатель снизился на 20–30%. Спад для объектов малого формата составил всего 3–5%. При этом средняя продолжительность визита посетителя ТЦ снизилась на 10–15% и 5% соответственно. 

Устойчивость небольших торговых объектов объясняется тем, что для них основной поток покупателей формируют продуктовые супермаркеты, посещаемость которых почти не изменилась, говорит руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. Значительную долю помещений в районных торгцентрах арендуют операторы, торгующие товарами первой необходимости. Международные бренды на таких площадках почти не были представлены.

По оценке Knight Frank, в районных торговых центрах доля арендаторов сегментов «продукты» и «развлечения» в среднем составляет по 21%. В крупноформатных объектах их доля не превышает 10 и 16%.

Подписывайтесь на Циан CRE в Telegram

Related posts

Маткапитал разрешили тратить на реконструкцию таунхаусов

Потерявшие жилье при ЧС в Оренбуржье получат компенсацию из расчета 68,7 тыс. рублей за кв.м

Объем предложения массовых новостроек в Москве вырос на 3% за квартал