Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
VK.новости
G.новости
На рынке ЖКХ началась настоящая битва за денежные потоки. Сумма на кону стоит баснословная: в ближайшие годы на модернизацию отрасли планируется потратить более 13 трлн рублей.
О катастрофическом износе коммунальных сетей в России говорят уже не одно десятилетие. При этом прямого ответа на вопросы, кто и как будет заниматься модернизацией сетей и получит доступ к выделяемым из бюджета миллиардам, пока нет.
УК В РОЛИ РЕЙДЕРОВ
Как писали электронные и печатные СМИ, рынок жилищных услуг уже начали готовить к появлению региональных операторов, которые, как это уже делается с вывозом мусора, будут главенствовать над всеми. А пока происходит настоящий беспредел.
К примеру, год назад жители дома по улице Завидной в городе Видное Московской области проголосовали за приход в дом новой управляющей компании. После оформления нужных документов компания с 1 января 2022 года приступила к исполнению своих обязанностей. Но спустя всего месяц выяснилось, что другая управляющая компания провела в этом доме собрание собственников, принявших решение в ее пользу. Собственное расследование, проведенное жителями, показало, что в протоколах подписи были выполнены иным лицом. В итоге, для того чтобы выгнать самозванцев, собственникам жилья пришлось провести три собрания!
Как же это возможно? Вот что говорит член общественной палаты одного подмосковного города Виталий Казанков:
— Условная компания-рейдер готова до бесконечности проводить все новые и новые фейковые собрания, де-факто не позволяя выбранной жителями управляющей компании приступить к работе. Действуют две базовые схемы.
Первая: фейкоделы в пакете документов представляют реальный реестр собственников, однако в протоколе общего собрания подделывают подписи жильцов. Дело это уголовно наказуемое, но доказать подделку очень сложно. Дела хоть и возбуждаются, но найти реальных виновных и доказать их вину практически невозможно.
Вторая: фейкоделы намеренно допускают ошибки в реестре собственников, выдумывая, например, фамилии владельцев квартир. Таким образом, получается, что подпись уже не поддельная, ведь фамилия-то указана другая! Кроме того, чтобы отвести подозрения от самой УК, собрания собственников поручают провести неким третьим лицам.
БИТВА ПРОТОКОЛОВ
Как мне рассказали на условиях анонимности знакомые сотрудники из сферы ЖКХ, в городских округах Московской области Лобня, Подольск и Жуковский услуги фейкоделов стоят около 170 тыс. рублей за «отрисованное» собрание в типовой девятиэтажке. За основу берется так называемая начисляемая площадь дома (то, за что впоследствии УК будет получать деньги с жителей за содержание и эксплуатацию), которая умножается на 10-25 рублей в зависимости от аппетитов фейкоделов. При этом тратиться за изготовление липовых протоколов рейдерские УК могут сколько угодно, ведь они в любом случае остаются в прибыли.
При таком порядке становится очевидным, что нужно менять сам принцип назначения управляющей компании. Проблема в том, что бесконечная «битва протоколов» провоцируется и поощряется муниципальными органами, которые, разумеется, имеют от этого свои сребреники. Ведь УК, приступившая к управлению домом, должна быть внесена в реестр Госжилинспекции. А каждый новый протокол — повод перекроить реестр, что не остается без благодарности от УК. Да и за общую поддержку, выражающуюся в полном игнорировании протестов граждан, нужно платить.
Впрочем, приступить к управлению домом можно и без внесения в реестр ГЖИ. Приоритетным документом является договор, заключенный УК с собственниками, и управлять домом можно и без внесения в реестр ГЖИ.
— Все письма и обращения жителей в контролирующие органы не рассматриваются. Акты прокурорского реагирования остаются без движения, а возбуждение уголовного дела по факту подделки подписей в протоколах общего собрания собственников и вовсе бесперспективно. Муниципалитеты только мешают жителям, более того, намеренно блокируют всю их работу, — комментирует юрист в сфере ЖКХ Станислав Насиковский.
МОНОПОЛИЕЙ ПО БЕСПРЕДЕЛУ
Лекарством от беспредела на рынке УК в представленной Минстроем концепции развития отрасли может стать создание тех самых региональных операторов. При этом, похоже, формироваться эти структуры будут на базе ресурсоснабжающих организаций. В российских регионах еще несколько лет назад начался процесс скупки УК ресурсниками. Так вот, создание региональных операторов фактически приведет к появлению на рынке супермонополистов: ресурсник и управляющая компания в одном лице!
Получается, именно эти монополисты, если верить планам властей по грядущей модернизации ЖКХ, станут претендовать на выделяемые из бюджета средства по модернизации отрасли. И нынешний беспредел, зачастую откровенно раздуваемый самими контролирующими организациями, очевидно, играет на руку лоббистам проекта по созданию региональных операторов. Уставшие от бесконечных войн с УК жители будут только приветствовать обещанное наведение порядка и приход сильных игроков. Правда, говорят, что эти игроки сильны лишь в деле освоения бюджетов…
Андрей Князев.
Фото: ADOBE STOCK