Очевидцами очередного витка конфликта между девелопером и жителями исторического района Москвы стали журналисты, приглашенные на пресс-показ объектов, представляющих собой комплекс памятников архитектуры в границах Колпачного и Хохловского переулков в центре Москвы на Ивановской горке. Жители пикетировали объекты с плакатами в руках «Остановим снос!». При этом девелоперы заявляют, что сносить ничего не собираются. Редакция «Интерфакса» представляет к рассмотрению обе позиции.
Зона конфликта — довольно большой участок в самом центре города, на котором расположены несколько зданий с различными охранными статусами. Пул собственников решил развивать их в единой концепции, но в разных направлениях. Так, одни здания ждет реставрация, другие — реконструкция, говорит девелопер проекта, компания AB Development.
«Все здания в частной собственности. Разные инвесторы согласились объединиться и реставрировать их под общественную территорию. Общепита не будет», — заверил журналистов Ярослав Коцюба, генеральный директор Prime Property Management, которая будет отвечать за коммерческое использование площадей.
«Несколько домов с разным статусом оказались «склеены» вместе. Это уникальное место. Мы хотим расчистить все подлинные части этих домов, там очень много интересного. Подлинные элементы хочется консервировать и показывать, а не закрывать новой отделкой. Интерес здесь в разнообразии общественных функций», — прокомментировал общее видение проекта руководитель архитектурной мастерской «Гинзбург Архитектс» Алексей Гинзбург.
Меж тем, по данным сообщества, снос грозит трем строениям сложившегося исторически ансамбля: Колпачный 9А, дом-шато и еще одна пристройка на Арт-Хохловке.
«Задача сноса пристроек не стоит. Это уникальная история, их тяжело отделить. Они стали частью ансамбля», — заверил Гинзбург.
На первый взгляд кажется, что почва для конфликта отсутствует вовсе. Тем не менее, он есть. Так в чем же он состоит? Опасения и требования пообъектно сформулировала урбанист и участник локального сообщества «Ивановская горка» Люся Малкис.
В целом она отметила, что активистов локального сообщества не приглашают к обсуждению проекта и призвала профессиональное сообщество и власти Москвы обратить внимание на ситуацию.
От общего к частному
А ситуацию простой назвать нельзя. Так, одной из точек преткновения является проект на месте здания 9А в Колпачном переулке. Активисты называют его сносом, девелоперы – реконструкцией или даже регенерацией существующего объекта в современное общественно-деловое здание. Определены и сроки завершения проекта – конец 2021 года.
«Проектом предусматривается бережная регенерация с сохранением среды и интеграцией в историческую архитектуру», — обещает Алексей Бланин, генеральный директор и учредитель AB Development.
Пятиэтажное здание в Колпачном 9А было построено в 1939 году общей наземной площадью объекта 4 439,8 кв.м. Само по себе охранного статуса оно не имеет и в научной реставрации не нуждается, но находится на охранной территории. Проектом предусматривается редевелопмент существующего нежилого объекта в здание общей наземной площадью 7 190 кв.м под размещение офисных площадей с подземной двухуровневой парковкой на 53 м/м.
«Проект предполагает перестройку объекта в габаритах существующего. Площадь увеличивается не радикально, всего на 2 тыс. кв.м. Все это делается в рамках регламентов», — заверил архитектор проекта Алексей Гинзбург.
Жителям проект откровенно не нравится, впрочем, это дело вкуса. Однако в первую очередь они требуют другой терминологии.
«Проект значится как «реконструкция», но таковым не является — от дома ничего не остается, а его площадь увеличивается. Почему не приспособление? Почему не сохранение с увеличением объемов?», — задаются вопросом в сообществе и обещают собственнику суды.
Кроме того, местных жителей волнует судьба зданий со статусом памятников, вернее их дальнейшее использование.
«Мы хотим знать о планах застройщика в отношении реставрируемых объектов культурного наследия — как планируется их использовать, каковы концепция и идея обновления района? Что, в конце-то концов, здесь будет?», — спрашивает общественность.
Как считают столичные власти в лице Мосгорнаследия, все будет хорошо. Во всяком случае, реставрационные работы идут полным ходом. И здесь даже есть интересные находки. Так во время комплексной реставрации городской усадьбы Д.А. Четверикова – Ф.Л. Кнопа реставраторы нашли настенную живопись XIX века.
«Сейчас в нескольких помещениях найдена интересная живопись, которой вернут исторический облик. Долгое время она была спрятана за советской отделкой», — прокомментировал глава департамента Алексей Емельянов.
Напомним, что работы на объекте начались осенью 2019 года. Главный дом городской усадьбы Д.А. Четверикова – Ф.Л. Кнопа обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения. Работы ведутся за счет средств частных инвесторов под контролем Мосгорнаследия.
«Тут возможны различные функции. Например, общественный центр, музей, галерея, дом приемов посольства. Сноса и надстройки не может быть. Только научная реставрация», — заверил Кацюба.
Контролирует Мосгорнаследие и состояние дел в палатах дьяка Украинцева на Ивановской горке.
«К нам поступила заявка на выдачу разрешения на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ, в ходе которых будет проведено обследование всех конструкций здания. Эти данные лягут в основу будущей проектной документации», — рассказал Емельянов.
Здание было построено в 1665 году. С 1770 года в палатах располагался Московский главный архив. В 1875 году здание передали Московской консерватории, которая открыла там типографию. Во время революции ее национализировали. Сейчас здание является культурным центром с культовым книжным магазином и лекционными пространствами.
«Мы за научную реставрацию по всем объектам, это необходимость и это очевидно. Но пока никаких реальных данных по использованию, кроме развалившейся концепции ресторанной улицы, у нас нет», — посетовала Малкис.
Впрочем, для концептуального понимания по использованию зданий время еще есть, сроки, что называется, не поджимают.
«У всех зданий разный охранный статус, работы, сроки. Но я надеюсь, что в горизонте 3-5 лет мы сможем прийти и наслаждаться этими памятниками», — отметил Коцюба.
Благо от Лебедева
Финальная и, пожалуй, наивысшая точка разногласий на Ивановской горке – предложение объединить все территории объектов в единое благоустроенное пространство по проекту Артемия Лебедева.
«Мы предлагаем реализовать проект благоустройства, который будет выполнять студия Артемия Лебедева. Речь идёт о территории в общей сложности 0,8 га, которая сейчас разделена заборами. Мы просто предполагаем открыть всю территорию общественности, организовать пешие прогулочные маршруты до Хохловского переулка с сохранением атмосферы Ивановской горки. Проект пока не утвержден. В его составе есть городская земля, возможно, город захочет благоустроить ее сам», — сказал Бланин.
Тем не менее, он пояснил, что девелопер намерен предложить городу проект и реализовать его за свой счет. Как добавил Коцюба, сметы, естественно пока нет, но можно предположить, что это будут десятки миллионов рублей.
«Территория должна стать пешеходной. Будет разработан проект совместно со студией Лебедева и бюро Гинзбурга, поскольку проект должен поддерживать архитектуру. Если активисты будут против, будет делать город», — пояснил Коцюба.
Более того, в Prime Property Management рассказали об идее соединить пешеходным маршрутом эти места с парком Зарядье.
«Пока это концепция. Но нам кажется, что это правильный подход к территории развития квартала», — рассказали в компании.
Но навязанная сверху красота нравится далеко не всем.
«Мы против типового стандартного благоустройства и считаем, что «уникальная айдентика» от Артемия Лебедева — это не то, в чем нуждается район. Ивановская горка — заповедная в архитектурном смысле территория, где каждый объект и дом — продолжение другого», — озвучила позицию жителей Люся Малкис.
Она добавила, что айдентикой района должны заниматься, по ее мнению, уличные художники.
«В этом фишка, этот арт-квартал не регулируется, они сами генерят арт-контент. Если это причесать, будет убита тема самой горки. Если сейчас можно снимать кино на три века вглубь, то после благоустройства этого не будет», — опасается она.
Кроме того, жители опасаются, что возможные градостроительные ошибки, допущенные при реализации проекта, ухудшат криминогенную ситуацию этого тихого района.
Очень хочется верить, что в этом споре когда-нибудь родится симпатичная истина. Лучше, конечно, раньше, чем непоправимо поздно. В целом история с Ивановской горкой очень хорошо иллюстрирует отношение москвичей к проектам строительства. И дело не в том, что человек по сути своей консервативен, а в том, что бережное отношение к городу, увы, демонстрируют единичные застройщики, что и вызывает опасения.
«Строго говоря, вопрос в том, что район ждет реновация. Понятно то, что местом надо заняться, нужна научная реставрация, но социокультурный профиль района менять нельзя. Сейчас же пока не понятно, каким он будет. Очевидно, что код района нужно подправить социокультурным программированием. Нужны консультанты и эксперты», — заявила Малкис «Интерфаксу».
Впрочем, отказать в экспертной компетенции сообществу, которое реализует проект, тоже нельзя. Возможно, компромисс будет найден к обоюдному благу москвичей.