«Всего с 2014 по 2020 год Росреестр израсходовал по контрактам на разработку и модернизацию программного обеспечения ЕГРН 1,6 млрд рублей. Кроме того, дополнительные средства направлены на аренду вычислительных мощностей Ростелекома. При этом больше половины функциональных подсистем ФГИС ЕГРН требуют существенной модернизации», — отмечено в отчете Счетной палаты.
Так, новая ФГИС ЕГРН должна была быть запущена до 1 января 2017 года, однако, как отмечает СП, запуск был формальным. Фактическое внедрение системы в регионах было завершено лишь в конце 2020 года. Семь подсистем ФГИС написаны шестью разными разработчиками без единой архитектуры и графика работ. Для реальной эксплуатации системы потребовались существенные доработки.
Кроме того, в надзорном ведомстве сообщили, что не был запущен резервный Центр обработки данных (ЦОД), из-за чего авария в августе-сентябре 2018 года привела к приостановке сервиса на две недели. В течение этого периода получить выписку из ЕГРН и зарегистрировать объекты недвижимости было невозможно, добавили в СП. Резервный ЦОД запустили лишь в 2019 году.
«Существуют проблемы в учете федерального имущества. При сопоставлении данных ЕГРН и реестра федерального имущества Росреестром не обеспечивалась регулярность предоставления и надлежащее заверение передаваемых данных», — отметил аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин.
Руководитель Росреестра Олег Скуфинский согласился с выводами аудиторов и отметил, что Росреестр работает над исправлением ситуации.
«Все указанные Счетной палатой замечания учтены. Отмечу, что за 2020 год в единую информационную систему перенесено более 70% всего объема информации в ЕГРН. Мы работаем над повышением отказоустойчивости и катастрофоустойчивости ЦОДов (…) Сейчас Росреестр проводит реинжиниринг бизнес-процессов, направленный на решение конкретных жизненных ситуаций наших потребителей», — рассказал Скуфинский.