Парковые пространства не могут жить без посетителей, без них они «мертвы». Этот лейтмотив в том или ином виде присутствовал во всех выступлениях спикеров и экспертов всемирного паркового конгресса World Urban Parks-2019, который состоялся в конце октября в Казани. Как же эксперты планируют сделать парки популярными? Рецептов много и все они имеют право на реализацию.
Не для галочки, а для души
Парковые пространства появляются в России с оптимистичной регулярностью. Впрочем, это не удивительно, ведь создание общественных пространств прописано в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».
«Еще несколько лет назад люди на местах сталкивались с тем, что им нужно всякий раз делать все с нуля. Программа благоустройства это изменила. Мы создали достаточно стройную систему, в которой можно работать всей страной», — подчеркнул в своей речи на пленарном заседании замглавы Минстроя Дмитрий Волков.
Он напомнил, что сделано уже очень много, но предстоит еще более масштабная работа.
«За то небольшое время, пока работает нацпроект, уже сделано 7,7 тыс. общественных пространств. Сейчас идет работа более чем в 3 тыс. муниципалитетов. Всего по нацпроекту «Жилье и горсреда» до 2024 года будет благоустроено 31 тыс. общественных пространств. Это вещь, которая меняет Россию», — отметил замминистра.
«Нужна система городских парков: маленьких, средних, больших. Это влияет на качество жизни и экономическое развитие. Они нужны для всех, а не только в состоятельных регионах», — добавила помощник президента республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова.
Волков также отметил, что в регионах возрастает конкуренция в сфере благоустройства общественных пространств, в эту работу вовлекается все больше экспертов и архитекторов.
«Архитектура – это власть. В ней мы живем. И то того, как будет сформировано пространство вокруг нас, зависит качество нашей жизни, жизни наших детей», — заявил Волков на одной из рабочих сессий в ходе обсуждения критериев конкурса благоустройства малых городов и исторических поселений, включенного в федеральный проект «Жилье и городская среда».
Он выразил опасение, что стандартизируя подходы к критериям отбора проектов создания комфортной среды, организаторы рискуют отказаться от новаций.
«Прописать четко условия конкурса, чтобы они формировали будущее городов — смелая попытка. Стандарт — хороший документ. Но если мы все будем работать по нему, появятся ли новации? Стандартизируя условия конкурса, мы рискуем оказаться в капкане из лучших побуждений, отсекая то, что в будущем может стать поворотным моментом», — предостерег Волков.
Впрочем, экспертное сообщество скорее склонно опасаться излишней футуристичности. Как в свою очередь отметил советник министра благоустройства Московской области Юрий Шередега, хотелось бы добавить проектам реализуемости.
«Многие проекты фантастические. Их сложно реализовать и содержать. Мы могли бы закрутить эти гайки, но рискуем ограничить полет фантазии. Нужен баланс», — отметил он.
Парки=люди+социализация
Эксперты форума отметили огромную важность участия жителей в процессе создания парковых пространств.
«Если люди не будут это любить, все это не имеет смысла. Решения должны создаваться не «под столом», а в привязке к мнению людей. Но нужно координировать эту работу», — подчеркнул Лиам Кейси, руководитель департамента развития парков, окружающей среды и рекреации городского совета Корка (Ирландия).
«Парк – это не место для избранных, это место для людей. Это не просто пространство и не парк развлечений, а некая программа, некое ноу-хау. Эта идея стала базовой, например, для Зарядья. Привлечение людей к этому проекту было на самых ранних стадиях, но ключевая тема – выбор профессиональной команды. Уже первые предложения показали, что это не про дизайн, а про то, что тут будут делать люди. И практика показала, что это стало удачным решением. 23 миллиона человек пришло за два года в парк»,- отметил в своем выступлении главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Идею многосценарности парков поддержали и другие спикеры. «Мы хотим объединить богатых и бедных, чтобы они бегали, играли в футбол, катались на скейтборде и велосипеде. Парки уравнивают людей. Это хорошо, потому что это меняет сознание. Мы можем сказать, что улицы принадлежат всем», — заверил Гил Пеньялоса, основатель 8 80 Cities, амбассадор World Urban Parks.
Сергей Капков, руководитель Центра городского развития МГУ им. Ломоносова добавил «северного» колорита в обсуждение темы социализации.
«Если недавно основной дискурс при разговоре о комфортной среде для жизни крутился вокруг того, как сделать общественное пространство, то сегодня мы отвечаем на вопрос «Для кого мы делаем общественное пространство?». Мы стали смотреть в будущее: как парк изменит город, а значит, и людей. Сегодня архитекторы, урбанисты, градостроители начинают свою работу с анализа, кто будет основным получателем тех благ, которые они создают. И люди это чувствуют. Это своего рода трансформация сознания «северного человека» (ведь Россия считается северной страной), который вдруг понял, что он может чувствовать себя комфортно на улице», — напомнил эксперт.
Экспертное сообщество сошлось во мнении, что парки – это место социализации людей, точка оздоровления среды с высокими требованиями к проектированию. Но помимо прочего, они напомнили, что парк не застывшая форма, нельзя его зафиксировать. Его надо развивать, заниматься им, тогда он станет новым культурным районом.
Инвестиции в парк или из парка?
Но сколько стоит содержать парк? Много. Вернее очень много. При этом, как говорится, есть нюансы. Как рассказал директор МБУ «Дирекция парков и скверов города Казани» Марат Закиров, цель управленцев – полная самоокупаемость.
«Но на практике говорить об этом рано. Пока мы привлекаем только 20% внебюджетных средств», — рассказал эксперт. «Деньги парк зарабатывает на организации сервисов для посетителей. Причем, качество этих услуг постоянно контролируется. Эти средства остаются у парка и идут на его развитие», — рассказал Закиров.
Заметно больше зарабатывают столичные Сокольники, где 34% составляют внебюджетные источники финансирования, отметил директор парка Андрей Лапшин. Но при этом есть очень важная грань, которая должна быть соблюдена при реализации подобных идей.
«Деньги парк может зарабатывать. Но нельзя идти по пути тотальной коммерциализации. Главное не превратить его при этом в торговый центр, социальная функция должна превалировать, а остальное только дополнять ее», — уверен Лапшин, – Другое дело, что заработанные парком деньги должны идти на его развитие».
Директор по развитию парка Golden Gate Presidio (США) Майкл Боланд добавил, что в зарубежной практике есть много примеров, когда частный бизнес вкладывает больше в парк, чем государство. Но при этом посетители должны убеждаться в том, что отдача от бизнеса идет на развитие парка.
«Парк может быть самоокупаемым и успешным, если в нем есть объекты недвижимости. Крыша нужна всегда, а площадки должны быть универсальными», — добавил Лапшин.
Тему недвижимости и инвестиций в парки поддержала заместитель генерального директора АО «Главстрой» Елена Стахиева. Она напомнила, что в России вообще и в Москве в частности реализуется огромный объем жилых проектов. И задача девелопера, в том числе, создать комфортную среду вокруг новостроек.
«Нужно не просто жилье, а общественные пространства с различными сценариями. Инвестиции в развитие увеличивают стоимость кв.м., но и повышают лояльность покупателей. Людям нравится качественная среда», — заверила она.
Стахиева в своем выступлении анонсировала запуск социокультурной программы парков в проектах компании «Главстрой» в Москве.
Сейчас на примере наших проектов «Береговой» и Balance мы видим важность такого подхода к паркам в жилых проектах. В рамках нашей социокультурной программы парков мы ведем работу над критериями и стандартами парковых территорий в наших московских проектах. Они могут быть применимы в регионах», — отметила эксперт в своем выступлении в рамках рабочей программы конгресса.
Она пояснила, что социокультурная программа парков АО «Главстрой» делает акцент на комплексное развитие территорий, а также учитывает особенности создания парков в жилых кварталах. Задача программы — облегчить и ускорить все этапы проектирования парковых комплексов, а также учесть интересы всех участников: власти, бизнеса и жителей.
«Парк в жилой локации – это многофункциональное общественное пространство. Он решает задачу социализации нескольких тысяч горожан, объединяя всю территорию в единый благоустроенный городской кластер», — отметила Стахиева. Также она напомнила, что наличие стандарта позволяет предусмотреть обязательный минимум социокультурных сценариев, который должен присутствовать в каждом парке, расположенном в пределах жилой локации. Причем, это не только архитектурно-планировочная схема, но и сервисная, финансовая модели, сценарии для развития среднего и малого бизнеса, создания рабочих мест, а также событийная программа.
«Современный парк – это, в первую очередь, люди и атмосфера творчества и добрососедства, которую они создают», — резюмировала эксперт.
World Urban Parks — международная организация развития городских парков и общественных пространств, созданная в 2015 году в результате слияния Международной федерации парков и общественных пространств (Ifpra) и Альянса городских парков и зеленых пространств (Parks for Life). В состав World Urban Parks входят представители парков и общественных пространств по всему миру, а также представители городских администраций, консалтинговых агентств по развитию городских пространств, ландшафтных организаций и университетов — от Австралии и Новой Зеландии до США и России (Москва и Казань). На форуме подписано соглашение о создании Евразийского подразделения World Urban Parks. Оно будет организовано по инициативе правительства Татарстана и станет частью Европейского региона WUP. Его возглавит помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова. Инициатива призвана способствовать развитию городских парков и общественных пространств в странах СНГ.
Всемирный парковый конгресс World Urban Parks – 2019 в Казани собрал более 130 спикеров и 1500 делегатов со всех континентов.