«Идея (создания — ИФ) «Автодора» 10 лет назад была в следующем: мы хотели увидеть, что в России тоже есть дороги такие, как в Европе, Америке. Нам всегда говорили, что там очень хорошие дороги, и у нас никогда таких не будет. Получилось — у нас сегодня автомобильные дороги не хуже. Но сегодня мы потеряли интерес частного бизнеса к строительству автомобильных дорог, к их финансированию», — сказал Левитин, выступая по видеосвязи на форуме «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве».
«Мы, когда создавали «Автодор», считали, что (в проектах госкомпании — ИФ) будет 75% на 25% (в пользу — ИФ) частных инвестиций. Сегодня, к сожалению, частники не идут в инвестиции, в ГЧП и так далее. Госкомпания «Автодор» уже становится сама как инвестор», — сказал помощник президента РФ, отметив необходимость подумать о причинах потери интереса частного бизнеса.
В начале этого года министр финансов Антон Силуанов докладывал президенту РФ Владимиру Путину на совещании о состоянии строительной отрасли, что окупаемость крупнейших проектов «Автодора» вызывает вопросы.
«Предположим, когда мы планировали строительство платной автодороги М11 Москва — Санкт-Петербург, закладывали доходы от момента ее сдачи до 2021 года в сумме 45 млрд рублей, а сейчас до 2024 года — только 31 млрд рублей. Или, предположим, ЦКАД — мы планировали, по официальным данным, до 2024 года получить 118 млрд рублей с трафика платной дороги, а сейчас планируется только 20 млрд рублей. То есть, вот здесь вопрос к качеству планирования этой модели. Если мы будем планировать нормально, это абсолютно правильный подход. Потому что мы все время все дороги строим за счет бюджета. Ну, это же никаких ресурсов не хватит», — сетовал Силуанов.
Путин в ответ шутил: «Планировать нормально — это к Белоусову (первый вице-премьер РФ — ИФ). Он в Госплане работал, разберется».
Ранее, в июле 2020 года, с публичной критикой «Автодора» как естественной монополии выступал бывший тогда главой ФАС Игорь Артемьев.
«Как ты видишь себе в условиях реальности цифровой экономики, когда, ну, совершенно меняется весь мир, четвертая промышленная революция — что нам делать с «Газпромом»? Что нам делать с РЖД в том виде, в каком есть? Что нам делать с «Транснефтью» и с этими госкорпорациями? Вот зачем нужна корпорация «Автодор», ты не понимаешь? Я вот понять не могу. А почему это нельзя делать с помощью рыночных структур?» — обращался теперь уже бывший глава ФАС к своему собеседнику по программе «Диалог» на телеканале «Россия 24» — президенту бизнес-школы «Сколково», экс-замминистра экономики Андрею Шаронову.