Инфраструктура

Города глазами вируса

Транспорт в Лондоне

Развитие городов, среда для жизни, общественные пространства – все эти темы были одними из основных не только в российской, но и в мировой повестке. Именитые архитекторы и урбанисты рассказывали о том, как должен строиться и взаимодействовать город, как важны связи людей внутри дома, района или квартала, а самые смелые утверждали, что кухни в квартире являются практически рудиментом. Но как бы ни планировало свое развитие человечество, с природой не поспоришь, и вспышка коронавирусной инфекции COVID-19, которую еще называют пневмонией нового типа все расставила по другим незапланированным ранее местам.

Начавшаяся в Китае эпидемия достигла мирового масштаба и продолжает вмешиваться не только в личные жизни обычных людей, но и в экономики целых стран. Режим самоизоляции, объявленный президентом РФ Владимиром Путиным 28 марта, продлен еще на две недели – до 12 мая, и пока неизвестно, будет ли это решение окончательным. Так или иначе, многие уже остро ощутили все плюсы и минусы новой жизни как внутри своей квартиры, так и своего района: кому-то не хватает личного пространства, кому-то балкона, общественных зон, террас и инфраструктуры, кто-то скучает по завтракам в любимом кафе, кто-то задумался о покупке автомобиля, ну а кто-то мечтает о загородном доме и собственном участке — список можно дополнить. Сейчас совершено точно ясно одно: мир никогда не будет прежним. А каким он будет, и что нас всех ждет в будущем, «Интерфакс» узнал у экспертов рынка.

Временное явление

Фото: «Интерфакс»

Эксперты сошлись в одном и главном мнении: коронавирусная эпидемия – явление временное и, как все надеются, краткосрочное, а потому сильного и глобального влияния на развитие городов она не окажет.

«Если говорить о проектировании городов в глобальном смысле этого слова и во взаимодействии одного города с другим, то здесь, конечно, вряд ли что-то изменится. Сегодняшняя ситуация изоляции городов друг от друга, показала, что есть достаточно эффективные решения, все это можно регулировать с помощью пропускной системы, контроля. И каких-то стен между городами строить не надо. Города и страны стремятся к мобильности, в том числе к мобильности между друг другом, и эту тенденцию надо сохранять», — говорит основатель градостроительного бюро Master’sPlan Юлия Зубарик.

Подтверждает слова коллеги руководитель компания ATLAS Александра Сытникова, которая отмечает, что города и общественные пространства формируются в том числе в ответ на физиологические запросы человека. «Так как наша эргономика не изменились за время пандемии, среда тоже существенно не изменятся. Человечество может работать с тем, что уже построено, добавляя новые функциональные решения. Москве повезло: у нас уже есть широкие тротуары обновленных улиц и одиночные лавочки для комфортной социальной дистанции», — говорит она.

К тому же, говорит глава бюро Noor Architects Михаил Беляков, нельзя недооценивать силу человеческой привычки и инерции потребительского поведения.

«Скорее люди смирятся с опасностью, чем полностью откажутся от традиций и знакомых форматов».

Философски к этому вопросу относится и руководитель UNK project Юлий Борисов, который напоминает, что даже расчетный срок службы одного здания 50-100 лет, а уж города вообще формируются тысячелетиями, так что при продолжительности пандемии сроком полгода, никаких сильных изменений не будет.

«Как после народных волнений не начинают люди ездить на танках и броневиках…», — замечает эксперт.

Причины столь консервативных мнений ясны: во-первых, ситуация, в которой сейчас оказался весь мир, для современного человека нетипична, во-вторых, — временна. Кроме того, история показывает, что развитие человечества должно идти эволюционным, а не революционным путем. К тому же, как напоминает директор проектов КБ Стрелка Екатерина Малеева, человек — существо социальное.

«Поэтому любовь к общению и привычка к постоянному взаимодействию, которые вырабатывались тысячелетиями, вряд ли исчезнут после одного карантина», — говорит она.

А соучредитель и генеральный директор Агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский напоминает, что пандемия COVID 19 – не первое явление даже в недавней истории человечества, при котором встает проблема скученности людей в городах и необходимость принимать меры, направленные на разобщение и создание социальной дистанции.

«Идея пересмотра привычных для России норм дистанцирования людей в социуме развивается по нарастающей последние 30 лет и уже повлияла на проектирование городов, и общественных пространств в них», — отмечает эксперт, добавляя, что ярко выраженная социальная дистанция, чёткая граница между частным и публичным, индивидуальное пространство человека и ориентированность на индивидуума, а не массы, ярко выражены в странах Северной Европы и Скандинавии.

Город как живой организм

Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы, Денис Гришкин

Конечно, нынешняя пандемия далеко не первая и, скорее всего, не последняя в истории человечества. К тому же эпидемия не является определяющей для развития городской среды, тем не менее она выявила важные потребности людей, которые ранее осознавались не так сильно.

«Проектирование городов скорее будет трансформироваться с учетом этих потребностей. Освободившееся от дороги в офис время большинство горожан тратят на самореализацию, саморазвитие и спорт. Соответственно, городская среда будет развиваться именно в русле создания условий для самореализации, причем не в центре городов, как раньше, а в шаговой доступности. Таким образом, будет продолжаться развитие инфраструктуры районов и собственной инфраструктуры жилых комплексов. В районах будут появляться современные и обустроенные общественные пространства с возможностями для разнообразного спорта, воркауты, настольный теннис, пространства для йоги», — рассказывает генеральный директор Level Group Кирилл Игнахин.

Согласен с коллегой и генеральный директор ЗАО «Башня Федерация» Михаил Смирнов, который также ожидает трансформацию в проектировании: «В тренде буду мультифункциональные пространства, совмещающие в себе баланс возможностей для жизни и работы».

Руководитель отдела разработки продукта Группы «Самолет» Ольга Кавжарадзе, напоминает, что город – это сложная система, которая включает в себя непрерывно взаимодействующие между собой социальные, технические и природные элементы.

«Пандемия объявила глобальный вызов практически всем странам мира, выявив уязвимые места, нарушив устоявшийся уклад и привычное функционирование всех систем. В таком шоковом состоянии, как правило, сначала все пытаются выжить, но после адаптации к новым условиям наступает стадия роста. Иными словами, реальность должна трансформироваться, максимально эффективно подстроившись под внешние угрозы. После снятия режима карантина от всех жителей потребуются новые практики поведения в общественной среде, которые, возможно, по-прежнему будут психологически продиктованы требованием: минимум времени на контакт – максимум личного пространства», — говорит она.

Малеева объясняет выводы коллег понятием жизнестойкости городов: «Жизнестойкость — это способность городской среды быстро адаптироваться к кризисным условиям и учитывать опыт прошлого для предотвращения будущих кризисов. На уровне пространства это значит, что нужна система, состоящая из большого количества небольших самодостаточных элементов — тогда выключение одного не нарушает функционирования всей системы».

Город в деталях

Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы, Денис Гришкин

Георгиевский считает, что эпидемия и ее последствия в первую очередь затронет в России города-миллионники. Во вторую – средние и малые города, а также исторические поселения, в которые устремилась в поисках спасения и изоляции значительная часть жителей мегаполисов.

«Если говорить об изменениях, которые можно прогнозировать уже сейчас, особого внимания заслуживают новые формы работы бизнеса, активная работа с высокими технологиями буквально во всех отраслях. Эпидемия буквально сподвигла российские корпорации и предпринимательство сделать значительный шаг вперед – в онлайн, а значит с развитием цифровой инфраструктуры коммерческого и публичного секторов неминуемо изменится ситуация с коммерческой недвижимостью в крупных городах», — говорит эксперт, отмечая, что большие бизнес-центры, торговые центры и иные площади под аренду в прежнем объёме будут значительно менее востребованы.

Распространение коронавируса и принятые в связи с этим ограничительные меры дадут импульс к развитию магазинов и сервисов шаговой доступности, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

«На мой взгляд, и я говорил это всегда, огромные торговые центры как закрытые пространства с магазинами и некой развлекательной функцией – это не самый лучший формат для современного мегаполиса. Я считаю, что сложившаяся ситуация подтолкнет развитие небольших торговых точек в шаговой доступности», — заявил Кузнецов.

Он пояснил, что расположенные на первых этажах жилых домов или в непосредственной близости от них магазинчики, кафе, сервисы бытовых услуг намного удобнее в ежедневном пользовании для горожан. «Кроме того, такая организация пространства имеет немалое экономическое значение – это же малый бизнес, занятость людей, зарплаты и налоги», — подчеркнул главный архитектор.

Сытникова добавляет, что фермерские рынки и фудкорты, несмотря на развивающуюся доставку продуктов, все равно будут востребованы оффлайн.

«Сейчас мы в онлайн заказах доверяем выбор овощей и фруктов операторам, которые формируют наш заказ. Но уникальные продукты всегда хочется выбрать самому», — говорит она.

Беляков добавляет, что эволюция рынков и фуд-холлов может следовать и в фарватере новых привычек покупателей, которые обретают все более четкие очертания: «Мы можем предположить, что любовь к быстрому доступу к товарам, широкому ассортименту, онлайн-форматам, удобной доставке, разнообразию и верифицированному качеству, приведет к модернизации рынков. Сами по себе они останутся актуальными, являясь важными социальными хабами со своей культурой, но могут появится их новые виды».

Пока одни прогнозируют, другие уже проектируют, так студия Precht предложила создать зеленое пространство в обход всех правил дизайна. Именуемый «Парк Дистанции» проект включает в себя открытое пространство, которое способствует социальной дистанции и кратковременному одиночеству.

Сформированный в виде отпечатка пальца парк может быть создан на любом свободном участке в любом городе мира. Посетители направляются параллельными полосами вдоль лабиринта. Чтобы узнать, занята ли 600-метровая дорожка или свободна для прогулок, в ее начале открыты или закрыты воротца. 90 см дорожки из красного гранитного гравия расположены на расстоянии 240 см друг от друга. Дорожка по спирали к центру, где расположен фонтаны, один раз перенаправляет посетителей к средней точке, чтобы двигаться к выходу.

От общего к частному

Фото: Пресс-служба стройкомплекса

Общественные пространства – это важно, но, как считает Малеева, еще один важный вопрос, связанный с пандемией, не касается общественных пространств. Дело в том, что сегодня квартиры, как правило, совершенно не приспособлены для круглосуточного пребывания семьи.

«Редко в квартире есть небольшие изолированные комнаты для каждого члена семьи и общее пространство, например, кухня-гостиная, где всем удобно собираться и общаться между собой. А это залог эмоционально комфортного сосуществования людей. И здесь речь тоже не про нормы, а про рыночный спрос на недвижимость — скорее всего, такие квартиры, особенно с большим балконом, на котором можно поставить уличную мебель, будут пользоваться большим спросом в ближайшем будущем», — говорит она.

Сытникова предлагает внедрить боксы для опосредованного приема доставки: «Нам нужно что-то среднее по функционалу между колясочными и постаматами в жилых домах.

По словам управляющего партнера «ВекторСтройФинанс» Андрея Колочинского, коронавирус способен качественно изменить инженерно-техническое оснащение современных новостроек.

«Угроза заразиться воздушно-капельным путем заставила покупателей интересоваться наличием вентиляционных систем и систем отчистки воздуха в доме. Кто знает, возможно в будущем эти инженерные решения станут обязательным атрибутом жилья в том числе в массовом сегменте», считает эксперт, добавляя, что также в ЖК могут пересмотреть общественные пространства. Например, создать коворкинги или сад на крыше.

Подтверждает слова столичного коллеги и эксперт по недвижимости компании «Макромир Краснодар» Анастасия Стрельникова: «Уже сейчас отмечается повышенный спрос на квартиры с террасами, жильё в закрытых ЖК и коттеджных посёлках, частные домовладения. И совершенно точно эта тенденция будет расти».

Не жильем единым

Фото: Интерфакс

Помимо торговых центров, общественных пространств и жилых комплексов, в городе есть и другие элементы, которые заслуживают внимания. Судьба их, по мнению экспертов, может сложиться по-разному.

Например, Смирнов считает, что как минимум половина кафе среднего сегмента и заведений формата fast casual в ближайшее время задумаются о переформатировании бизнеса и до 60% из них могут перейти в стан «темных кухонь», фактически создав новый сегмент.

Не сразу, но уйдут в прошлое и паркинги, считает Борисов: «Паркинги будут существовать еще ближайшие 8-10 лет. Но после, их удел будет примерно такой же, как и у конюшни. В дальнейшем эти площади могут превратиться в спортивный центр, ритейл, офисы и т.д.»

По мнению Кузнецова, необходимо менять подходы к проектированию и планировке мест лишения свободы: современные места лишения свободы должны выглядеть и быть оборудованы как диспансеры или гостиницы.

Необходимо менять схемы зонирования аэропортов и вокзалов, говорит глава архитектурного бюро IQ: Эрик Валеев: «Например, по мере роста количества автономных транспортных средств и автомобилей оборудованных системами интернета-вещей, воздушные комплексы смогут перепрофилировать свои гаражи. В частности, гаражи, которые непосредственно соединены с терминалами, представляют собой идеальное место для размещения автоматизированных процессов регистрация заезда, проверки безопасности и контроля потоков посетителей. К тому же это поможет разгрузить пространство самих терминалов для организации большего количества сервисов не так плотно, как ранее. Стимулировать декомпрессию площадей терминалов можно также, пересмотрев схемы рассадки в залах ожидания. Новые типы и конфигурации сидений позволят увеличить социальное расстояние и снизить соприкосновения с поверхностями. Один из способов – внедрение стоячих мест ожидания с мягкой обивкой и зарядочными стациями по типу рельсовых конструкций».

А вот на проектирование кладбищ и церквей коронавирус никак не может повлиять, говорит Георгиевский из Агентства «Центр».

Правда, изменения их, все-таки, коснуться могут: «В религиозные институты приходит поколение, для которого привычны смартфоны и диджитализация. Возможно, конфессии смогут предложить VR-посещения главных святых мест, чтобы прихожане могли приобщаться к обрядам находясь даже дома. При этом прямые трансляции молитв и богослужений в социальных сетях, как и связь с духовным лицом, уже не редкость. Поэтому храмовая архитектура может не меняться, если институт воспользуется возросшими способами общения с верующими” — считает Сытникова.

Вместо послесловия

Фото: Интерфакс

Эксперты ВОЗ уверены, что сегодняшняя эпидемия может повториться, а потому стоит поменять подход к еще ряду объектов городской инфраструктуры, говорит Колочинский: «За последние двадцать лет количество больниц в нашей стране сократилось в два раза, в результате чего современная медицинская система показала свою неготовность к массовому наплыву больных. Строительство больниц не должно вестись в авральном режиме, в этом вопросе требуется долгосрочное планирование с учетом самих жестких сценариев развития событий», — заключает эксперт.

А редакция «Интерфакс-Недвижимость» напоминает о мерах профилактики, дезинфекции рук и необходимости соблюдения режима самоизоляции. Будьте здоровы и оставайтесь дома.

Похожие посты

Пятый международный автовокзал открылся в Москве

Administrator

МЦД-3 открыт для движения поездов

Administrator

Улыбаемся и машем!

Administrator

Оставить комментарий

* С помощью этой формы вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом сайте.

Яндекс.Метрика